
Период нашей истории с 1147 до 1703 года, до основания Петербурга, и создал Москву во всех ее самобытных особенностях, запечатлел на ней своеобразный тип, отличающий ее от всех древних и новых русских городов.
В этом воплотился свой исторический гений или дух Москвы, который, как незримая сила, больше, чем все другое, дает ей характер если не средоточия государственной власти, то центра нашей жизни с ее национальной мыслью, с ее народными чувствами и стремлениями, с особенностями русского быта. Громадная по своему населению, сильная своими промышленностью и торговлей, Москва все же сильнее всего этого своими историческими преданиями, которые делают ее принципом нашей жизни. Вот отчего соприкосновение с нею в каждом русском, велик ли, или мал он, поднимает и крепит русские чувство, мысль и волю. Здесь, а не в другом месте, бьется сердце России…
Мы будем удовлетворены, если читатели, следя по нашему изданию за минувшими судьбами Москвы, обновят в себе национальное сознание. Здесь, а не в других наших центрах, выковалась государственность русского народа, сложилось великое Русское Царство, выработались разные стороны нашего быта, коими до сих пор объединяется и укрепляется громадная Россия. Правду сказал поэт:
Любовь к отчизне, как струя,
От сердца к сердцу пробегает,
По целой Руси из Кремля.
Из предисловия В. В. Назаревского к изданию 1913 года
- I. Основание Москвы и Юрий Долгорукий. В. В. Назаревский 1913 г.
- II. Москва до учреждения в ней княжеского стола, Даниил Александрович, Юрий Московский и Иоанн Калита. В. В. Назаревский 1913 г.
- III. Москва при сыновьях Калиты: Симеоне Гордом и Иоанне II. Димитрий Донской. В. В. Назаревский 1913 г.
- IV. Москва при Василии Димитриевиче и Василии Темном. В. В. Назаревский 1913 г.
- IX. Москва при Борисе Феодоровиче Годунове. В. В. Назаревский 1913 г.
- V. Москва при Иоанне III. В. В. Назаревский 1913 г.
- VI. Москва при великом князе Василии III. В. В. Назаревский 1913 г.
- VII. Москва при царе Иоанне IV. В. В. Назаревский 1913 г.
- VIII. Москва при царе Феодоре Иоанновиче. В. В. Назаревский 1913 г.
- X. Москва в Смутное время при самозванцах, Василии Шуйском и в междуцарствие. В. В. Назаревский 1913 г.
- Первобытное время «Приди ко мне, брате, в Москову!» «Буди, брате, ко мне на Москву!» Таково первое и самое достопамятное летописное слово о Москве. С тем словом первый же устроитель древне-суздальской земли, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий, посылал звать к себе на честный пир дорогого своего гостя и союзника, Северского князя Святослава Ольговича, того самого […]
- Вознесенский монастырь Идя от Спасских ворот по левой стороне древней Спасской улицы и затем по левой же стороне древней площади, впоследствии проименованной Ивановскою площадью, мы достигли в своем обозрении древних местностей Кремля, по этой стороне, собора Архангельского или вообще соборной местности, откуда возвратимся теперь снова к Спасским воротам и пройдем правою стороною Спасской улицы и […]
- «Аполлон», № 6, 1910 Музыка в Москве Та «музыкальная вакханалия», которая в истекающем сезоне разыгралась в Петербурге, характеризует и московский музыкальный сезон. Так же много прожито, так же мало пережито. Та же тусклая муть внешней «рыночной» жизни, столь же ужасающее количество концертов, оставивших так мало подлинно-художественных ценностей. Московская «музыкальная вакханалия», впрочем, несколько разнится […]
- Москва (Март 1917 г.) В.А. Рагозинскому В Москве на Красной площади Толпа черным-черна. Гудит от тяжкой поступи Кремлёвская стена. На рву у места Лобного У церкви Покрова Возносят неподобные Нерусские слова. Ни свечи не засвечены, К обедне не звонят, Все груди красным мечены, И плещет красный плат. По грязи ноги хлюпают, Молчат… проходят… ждут… […]
- Красота Москвы Новые памятники и споры о том, можно ли допустить движение трамвая по Красной площади, пробудили некоторый интерес к украшению и к сохранению Москвы. Художественная критика должна была бы воспользоваться этим, чтобы поднять и осветить целый ряд вопросов, связанных с красотою Москвы. Это тем более должно сделать, что, несмотря на внешнюю видимость, все недавние […]