
Период нашей истории с 1147 до 1703 года, до основания Петербурга, и создал Москву во всех ее самобытных особенностях, запечатлел на ней своеобразный тип, отличающий ее от всех древних и новых русских городов.
В этом воплотился свой исторический гений или дух Москвы, который, как незримая сила, больше, чем все другое, дает ей характер если не средоточия государственной власти, то центра нашей жизни с ее национальной мыслью, с ее народными чувствами и стремлениями, с особенностями русского быта. Громадная по своему населению, сильная своими промышленностью и торговлей, Москва все же сильнее всего этого своими историческими преданиями, которые делают ее принципом нашей жизни. Вот отчего соприкосновение с нею в каждом русском, велик ли, или мал он, поднимает и крепит русские чувство, мысль и волю. Здесь, а не в другом месте, бьется сердце России…
Мы будем удовлетворены, если читатели, следя по нашему изданию за минувшими судьбами Москвы, обновят в себе национальное сознание. Здесь, а не в других наших центрах, выковалась государственность русского народа, сложилось великое Русское Царство, выработались разные стороны нашего быта, коими до сих пор объединяется и укрепляется громадная Россия. Правду сказал поэт:
Любовь к отчизне, как струя,
От сердца к сердцу пробегает,
По целой Руси из Кремля.
Из предисловия В. В. Назаревского к изданию 1913 года
- I. Основание Москвы и Юрий Долгорукий. В. В. Назаревский 1913 г.
- II. Москва до учреждения в ней княжеского стола, Даниил Александрович, Юрий Московский и Иоанн Калита. В. В. Назаревский 1913 г.
- III. Москва при сыновьях Калиты: Симеоне Гордом и Иоанне II. Димитрий Донской. В. В. Назаревский 1913 г.
- IV. Москва при Василии Димитриевиче и Василии Темном. В. В. Назаревский 1913 г.
- IX. Москва при Борисе Феодоровиче Годунове. В. В. Назаревский 1913 г.
- V. Москва при Иоанне III. В. В. Назаревский 1913 г.
- VI. Москва при великом князе Василии III. В. В. Назаревский 1913 г.
- VII. Москва при царе Иоанне IV. В. В. Назаревский 1913 г.
- VIII. Москва при царе Феодоре Иоанновиче. В. В. Назаревский 1913 г.
- X. Москва в Смутное время при самозванцах, Василии Шуйском и в междуцарствие. В. В. Назаревский 1913 г.
- Михаил Иванович Пыляев Старая Москва Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы Глава XXI Старые боярские дома на Никольской улице. — Наталья Борисовна Долгорукова. — Князь И. М. Долгоруков. — Характеристика его. — Родовой дом князя Долгорукова в Москве. — Рассказы Лаврентия о французах. — Портретная галерея. — Сыновья князя. — Старый русский обычай давать […]
- Кухарка Журнал “Москвитянин”, 1848 г., No 4, стр. 33–39, за подписью — И. Кокорев. Пою тебя… или: Воспой, о муза, персону ты ту. Что желудка глад, жажды же клич. Нет, не поется, даже по-Тредьяковски, и стих не строится в ряд и меру. Лучше без затей сказать так: «Наше вам почтение, Матрена Карповна, Акулина Антипьевна, Афросинья […]
- «Московские ведомости» 1865. 20 августа. № 182. М. Н. Катков Историческое значение Москвы как символа основных начал, на которых зиждется государство Москва не есть просто город; не кирпич и известь ее домов, не люди, в ней живущие, составляют ее сущность. Москва есть историческое начало, Москва есть принцип. Люди переменяются, как непрерывно переменяются частицы живущего […]
- Спасские ворота Московского кремля Шляпы кто, гордец, не снимет У Святых во Кремль ворот? Ф. Глинка Одним из самых благоговейных предметов уважения почитаются в Москве Спасские ворота, ведущие в Кремль от Лобного места. И действительно, не много найдется мест не только в Москве, но и в России, которые были бы столько веков и таких […]
- Н. П. Аксаков Москва и московский народ Краткий обзор исторической жизни и развития домосковской России, представленный нами согласно учению славянофилов или, точнее, по указаниям их, в предшествовавшей нашей статье изображает нам ясную картину того, что можно назвать земским правом древней Руси, определяет, в чем заключалась роль земли в общей совокупности государственного дела. Отрицать существование этой […]