Две Московские площади
I. Красная площадь в Москве.
Обширная местность за стеною Кремля, от Воскресенских ворот до лобного места, четвероугольной, продолговатой фигуры, против городских рядов, называется красною площадью, т. е. красивою, видною.
В 1300 г. при Московском князе Данииле Александровиче, когда еще Москва приготовлялась быть столицею, Красная площадь отделена была от кремля деревянным палисадом, который сгорел. Иоанн Калита вместо него обнес кремль дубовою стеною, а Дмитрий Донской обвел кремль каменною стеною; полагают, что от красных кирпичей этой стены и площадь назвалась красною, но это только предположение.
С этого места начинается Китай, т. е. средний город. (Заметим, что Китай есть в Киеве, во Владимире, в Костроме и в Подольском воеводстве, родине вел. кн. Елены Глинской, которая была строительницей в Москве Китая-города).
Площадь в самом кремле, между Грановитою Палатою, Иваном Великим, Успенским и Архангельским соборами также называется красною по красивой обстановке своей и по значению; там в дни коронаций императриц Елисаветы и Екатерины II, на этом тесним пространстве, роскошно угощали москвитян. иначе называют ее царскою, а площадь между арсеналом и сенатом императорскою.
Лобное место (ближе к Спасским ворогам. с его площадями: Васильевскою, Троицкою и Красною, занимает взлоб. горы, идущей от Москвы-реки на площадь; это высокое место, открытое со всех сторон, всеми видимое; его сравнивали с Иерусалимскою Голгофою. В древнее время здесь было нечто в роде Веча, народного собрания; там чрез бирючей объявлялись великокняжеские и царские указы и происходили пороговые казни.
От Никольских ворот до Спасских, на пространстве 91 сажени, находилось 15 церквей с кладбищами {Что видно в делах патриаршего приказа, 1667 г.}; их в разные, древнейшие времена, сооружали родственники, по обетам, на поминовение душ своих родичей казненных на этой местности, близ кремлевского рва; по этому урочищу церкви и назывались на крови. Многие из них, при Екатерине II, перенесены в Покровский собор и составили приделы к храму Василия Блаженного.
В начале XVI ст. для защиты Посада Кремля, т. е. всего Китая-города, от нашествия врагов и разорения, речка Неглинка была запружена и наполняла водою своею все каналы, прокопанные на восточной стороне Кремля и Китая, от чего они издали представлялись островами.
В 1534 г. выкопан был глубокий ров чрез Троицкую площадь до самой Москвы-реки, а в следующем году, около вырытого канала, была заложена китайская стена и четыре башни с воротами: Сретенскими (что ныне Никольская), Троицкими, по Троицкому подворью (ныне Ильинская), Всесвятскими (ныне Варварская) и Космодемьянскими (ныне закладенные).
В Ляхопольское нашествие на Москву, Китай-город был сожжен. В летописях сказано, что от неоднократных пожаров в той местности “железо яко олово разливашеся и медь яко вода растаяше”.
В XVII ст. против Красной площади, на Никольском крестце, распространены уже были ряды иконный, сайдачный, налганный, и между ними проложена улица (нынешняя Никольская), а на Варварском крестце распространены ряды: масляной, луковой, сельдяной и медовой; Покровской же Собор огорожен был надолбами и тынчаком (тыном.. Еще прежде Ц. Михаила для всякого товара был в Москве особенный ряд.
Гостиный двор обнесен был каменною стеною и наполнен азиатскими и европейскими товарами, как показывают названия рядов. Сурожский, Панской и проч., свидетельствующие нам о древних отношениях России с ближними и дальними государствами, откуда привозили в Москву козыльбатские (персидские) товары, цареградския ткани, шемаханские щелки, фряжские вины, бакалею и разные фарфоровые и хрустальные сосуды.
Олеарий именует ряды: шелковой, суконный, серебряный, гнапочный, седельный и пр. Он говорит еще о рынке между Посольским двором (находившимся на Ильинке) и Красною площадью, где в хорошую погоду московские жители стригли себе волосы, которыми земля была устлана, как мягкими тюфяками; а недалеко от церкви Василия Блаженного было возвышенное место, на котором лежали две огромные пушки, обращенные к той улице, откуда обыкновенно приходили татары.
Против самых Спасских ворот, на Красной площади, до 1786 г., возвышалось лобное место. Там, во время крестных ходов, совершалось молитвословие;там избираемы были цари и объявлялись наследники престола, возглашались указы. Лобное место было кирпичное с деревянной решеткой, над ним находился шатер (навес. на столбах до времен имя. Екатерины II-й (которая, приказала построить шатер из белого тесаного камня а круглый помост его с амвоном огородить каменными перилами).
Много событий прошло по лицу русской земли, а Москва была представительницей всей России; Красная площадь драгоценна для истории по многим знаменательным происшествиям, Лобное место нераздельно от неё.
Там Грозный после губительного пожара в Москве говорил народу о причинах бедствий столицы; там, но его приказанию, совершались частые мучительные казни; там, в 1612 г. доблестные русские воеводы: князья Пожарский и Трубецкой, после освобождения Москвы от Ляхов, появились с победоносными своими хоругвями, где радостно встретили их истомленные кремлевские заключники с Архиепископом Арсением, с клиром и с чудотворною иконою Владимирской Богоматери,– в то время там совершено было первое, коленопреклоненное, благодарственное молебствие со слезами и рыданиями, после чего вошли в поруганный и оскверненный неприятелями Кремль.
Там в неделю Ваий (в вербную) Святители совершали церемониальное шествие. Там, для поклонения народа выставлены были мощи с. Филиппа митрополита, привезенные из Соловок (из Соловецкого монастыря), и мощи Димитрия Царевича, принесенные из Углича.
Чрез Красную площадь Шуйский с крестом в одной руке и с мечом в другой шел в Кремль освобождать Москву от самозванца; там же посланцы Отрепьева (в 1605 г.) читали народным толпам воззвание его — и они восторженно провозгласили его законным царем и встретили его на площади с радостными восклицаниями, под звуки польской музыки; но вскоре после того, по тому же месту, народные толпы волочили обезображенный труп его с проклятиями и швырнули сгона скамью, с маскою на груди и с дудкою во рту.
В 1682 г. раскольники под предводительством Никиты Пустосвята, неистово и угрожательно требовали собора; вскоре после того Красная площадь представляла страшную картину стрелецких казней. Там в 1812 г. Архипастырь московский, Августин, по изгнании французов из столицы, совершал (на самом лобном месте) торжественное и благодарственное молебствие, с водосвятием, после которого процессия двинулась и обошла Кремль (это совершается и доныне в Окт. мес.).
Представим еще, для дополнения описания событий на Красной площади, несколько грустных позорищ. туда выводили в прошедшем столетии колодников из разных застенков (тюрем.,– и они, гремя цепями, под крепкой стражей волоклись по площади с жалобным пением. “милосердые наши батюшки, подайте несчастным заключенным Христа ради” {Это называлось казенною песнею.}; этим унылым, протяжным напевом вымаливали они себе много полушек и денежек у доброхотных дателей.
Туда выводили и арестантов из разбойничьего приказа и из убогих домов подкидышей (до учреждения Воспитательного Дома) и неимущих, престарелых, бесприютных, просивших подаяния на пропитание или на гроб, на ладан и на саван.
Особенно в грозные времена Биронщины (при имп. Анне Ивановне) московские жители были напуганы появлением колодников. на некоторых из них надеты были широкий балахоны, закрывавшие их с головою и с лицом,– только для глаз сделаны были у них отверстия, с тою целью, чтобы они могли узнать тайных преступников в народе и оговорить их страшным восклицанием — слово и дело! На кого они указывали, тех брали под стражу и отводили в тюрьму, где жестоко пытали.
Часто закрытые колодники делали большие злоупотребления и оговаривали невинных большею частью богатых. поэтому появление их на Красной площади и в других местах производило большой переполох — и испуганные горожане метались во все стороны, чтобы скрыться в толпе народной, торгаши спешили закрывать свои лавки, и вся местность оглашалась восклицаниями: язык, язык. т. е. доносчик, спасайтесь!.. Красная площадь быстро пустела…
При Петре I-м на Красной площади была построена комедиальная палата, в роде балагана, смехотворное позорище для народной потехи, в которой лицедействовала немецкая труппа, недалеко от того места, где некогда выставляемы были отрубленные головы казненных, воткнутые на железные рожны.
Один из самых опустошительных пожаров в Москве был в 1737 г., который истребил даже все мосты в Китае-городе, а на самой Красной площади: комендантский дом, цейхгауз и казанскую австерию.
Три дня и три ночи свирепое пламя пожирало Москву; этот пожар, по преданию, произошел от копеечной свечи. В 1771 г. во время морового поветрия и бунта в Москве, отряд Великолуцкого полка, под предводительством Еропкина, стрелял из пушек на Красной площади в густые толпы мятежников, и тогда вся площадь была завалена трупами и залита кровью,– тогда она именно была красною.
В 1812 г. неприятели устроили себе биваки на Красной площади; там Наполеон делал смотр своим разнородным полчищам.
В топографическом отношении заметим, что Красная площадь в прошедшем веке заставлена была лавками, лавочками и лубяными шалашами с навесом рогож, в которых торговали шапками, рукавицами, кушаками и проч.
Там был и обжорный ряд, в котором варились, жарились, пеклись разные съестные припасы {Эта торговля переведена на Ильинку, где она находится и теперь. В 1778 г. был указ, чтоб не ставить кабаков на больших улицах.}. Эта площадь не была вымощена и местами зарастала крапивою, разным злаком и драгием, т. е. сорною травою.
При находящихся на ней пушках стоял кабак, называемый под пушкою, в котором и около которого толклись праздношатающиеся люди, господские слуги и площадные подъячие, изгнанные из разных приказов с готовыми послухами (свидетелями) которые, за небольшую плату или просто за крючек вина (таковая была мерка), писали желающим всякие ябеды {В указах Петра I-го находится приказ. “площадных подъячих и кривосудов вместе с послухами бить батогами нещадно на козле”, т. е. на скамье, за ложные показания.}.
В 1786 г. некоторые пушки перевезены были с Красной площади в Кремль, для пальбы в торжественные дни, и на них навесили шатер. по недостатку открытого там места, они поставлены были подле митрополичьего дома — и в том же году, во время пальбы из них, в архиерейском доме в Вознесенском монастыре перебито было множество стекол, слуги и служки со страху попрятались в погреба; тогда Платон (бывший тогда еще архиепископом. просил Еропкина, градоначальника Москвы, отвести пушки подальше от его дома; но Еропкин отвечал, что он этого не может сделать, потому что пушки велено поставить по Высочайшему Указу {В последствии времени пушки поставили около арсенала в пирамидах.}.
В заключение описания событий, происшедших на Красной площади, вспомним, что в недавнее время, в текущем столетии, на ней, как на обширнейшей из всех площадей московских, был поставлен памятник, в воспоминание спасения России от поляков в 1612 году. Это место избрано было как почетное и отовсюду видное.
Здесь, подле него, находится московская божница: величавый Кремль с своими вековечными зданиями, здесь и Казанский Собор с чудотворной иконой Богоматери, построенный Пожарским, в благодарность Богу, за дарованную ему победу над врагами. Вместе с тем, этот прекрасный, колоссальный памятник из гранита поставлен и в честь спасителей Москвы от лютости поляков. гражданина Минина и князя Пожарского.
Церемониальное открытие памятника происходило 1818 г. февраля 20-го в присутствии Императора Александра 1-го.
II. Девичье поле.
По дороге из Кремля на запад, чрез урочище Зубово, взору открывается широкое Девичье поле, обрамленное с обеих сторон домами и домиками, садами и садиками; нельзя и на нем не остановить внимания: есть предание, разумеется недостоверное, будто бы, во время владычества татар над Россиею, баскаки, собирая вместе с денежною данью особенную дань с России девицами, для отсылки их к ханам, выводили на Девичье поле и делали из них выбор, чтобы красивейших послать в Золотую Орду,– и потому будто бы это поле и назвалось Девичьем.
Впрочем об этих событиях писали иностранцы, а за ними, в половине XVI ст., стали писать и русские. Грустно думать, чтобы наши предки допустили своих родственниц до такого унижения.
А вот исторические факты, совершавшиеся на Девичьем поле:
Здесь, в 1610 г. августа 27-го, расставлены были два богато-убранные шатра и при них находились два алтаря, вокруг которых стояло московское духовенство с иконами и с крестами; в это время происходила присяга польскому королевичу Владиславу, приглашенному на русское царство.
Здесь, после этого, цари Михаил Феод. и сын его Алексей Мих. раскидывали шатры свои об масляной и о святой неделе и справляли народное гулянье; иногда делали они там и смотры своим дружинам.
При Императорах Петре II-м и Николае I-м (вовремя коронации последнего) происходило там роскошное угощение народу.
Границею Девичьего поля, как прекрасный оазис, как дивная панорама, высится Новодевичий монастырь с своими древними, величественными храмами, с своею стройною колокольнею, с широкою оградою и вычурными башнями; за ним далее расстилаются, полосятся длинные ряды огородных гряд и заливные луга до самого берега Москвы-реки и виднеется укромная церковь Троицы в Лужниках — а по ту сторону реки возвышаются громадные Воробьевы горы, некогда красное царское село Воробьёво с деревянным дворцом, с разными приселками, пригородьями и дачами. Вид с этих гор на монастырь поразительно хорош.
В древности место, занимаемое монастырем, лежало на пути в Смоленск. Известно, что этот город долго был удельным самобытным княжеством, и в гибельное время междоусобий подпал под власть Литвы.
Более ста лет находился он у ней, как бы в плену; сын Иоанна III, вел. кн. Василий, отнял родовой русский город у врагов,– из память этого события, в благодарность Богу, построил Девичий монастырь в 1525 г., на том месте, где в. к. Василий Темный провожал за град два поприща в Смоленск икону Богоматери Одигитрги (т. е. путеводительницы), находившуюся в Москве со времени сына Донского, Юрия).
В. кн. Василий IV выдал для распространения и украшения монастыря 3,000 р. Соборный храм монастыря освящен был во имя Смоленской Богородицы Одигитрии; копия с этой иконы снята была еще при Василии III-м и при митрополите московском Ионе, когда епископ смоленский упросил вел. князя, чтобы он отпустил икону обратно в Смоленск.
С великим торжеством, в сопровождении всего освященного собора, перенесена она была в новосооруженный монастырский храм 28-го июля. Этот день празднуется и доныне крестным ходом из кремлевских соборов в Новодевичий монастырь.
Первая настоятельница этого монастыря, схимонахиня Елена, имела прозвание: Девочкина; некоторые полагают, что поэтому случаю и монастырь мог назваться Девичьим.
Многие царственные особы, питая благоговение к этому монастырю, имели к нему особенное внимание: невестка царя Иоанна Грозного, Юлиания, избрала Новодевичий монастырь пристанью жизни своей и постриглась в нем в 1563 г. Царь Иоанн устроил для неё богатую келью и дал в монастырь богатый вклад.
Там, однажды, в день храмоваго праздника (св. Прохора и Никанора), во время крестного хода по монастырской стене, в присутствии царя Иоана Грозного, св. Филипп митрополит, готовясь читать Евангелие, увидел около себя опричника, который не только не снял с головы тафьи своей, но и стоял не чинно; — святитель, в праведном негодовании, обратился к царю и стал укорять его в неуважении к святыне; царь разгневался, митрополит сослан был в Тверской Отрочь монастырь, где, в 1569 г., Малюта Скуратов задушил св. пастыря.
По смерти бездетного царя Феодора, супруга его, Ирина, сестра Годунова, удалилась в Новодевичий монастырь и приняла там чин ангельский; Годунов заключился там же с нею, Россия осиротела, престол вдовствовал.
Духовенство и бояре отправились туда к нему и стали звать его на царство — Годунов отказался; после того собрались в Кремле чины изо всего государства русского и вторично избрали его царем, Годунов опять отверг просьбу искусителей. Тогда уже чиноначалие и народ собрались на Красную площадь, отслужили то всех церквах молебен — и на другой день, при звуке колоколов, с пением духовных стихир, двинулась большая процессия в Новодевичий монастырь.
Патриарх Иов и другие духовные сановники несли иконы Владимирскую и Донскую, под сенью священных знамен, хоругвей. Из монастыря вынесли на встречу процессии Смоленскую Богоматерь, Годунов следовал за нею — и пал пред иконами. Патриарх поднял его и вошел с ним в обитель; народ покрывал собою все Девичье поле; патриарх обратился с просьбой к царице — и Борис избран был на царство.
В царствование Василия Шуйского и в междуцарствие (или боярщину) монастырь много пострадал. его обратили в крепость, там запирались то враги Москвы, то защитники ея; монастырь был выжжен и разорен святотатственною рукою поляков. Царь Михаил богато одарил монастырскую обитель, в ней пребывали порою и дочери царя Алексея Мих. и потешались там перезваниванием колоколов.
Теперь приступим к одной из важнейших эпох Новодевичьего монастыря.
Настали времена Петра; известно, как властолюбивая сестра его, царевна София, стремилась к самодержавию; могучий государь поборол все козни её и заключил ее в Новодевичий монастырь, там пострижена она была под именем Сусанны.
После этого Петр отправился в чужие края, в отсутствие его София тайно сносилась с приверженцами старых обычаев. преданные ей стрельцы, сосланные на границы России, взбунтовались и грозно подступали к Москве, но блюститель столицы, генерал Гордон, разбил их под Воскресенским монастырем.
Петр, уведомленный о грозящей опасности, спешно прибыл в Москву и начал расправляться с мятежниками; полторы тысячи стрельцов были казнены, а 230 главнейших из них были повешены пред самым монастырем, в виду царевны,– трое же, которые писали к ней просьбу о принятии короны, качались со свитками в руках пред самыми окнами её кельи.
В Новодевичий монастырь была переведена из Вознесенского и первая супруга Петра, Евдокия, при внуке своем, Петре II-м, в 1727 г. и скончалась там в 1731 г.
Наконец, в 1812 г. отряд французского войска квартировал в Новодевичьем монастыре; французские генералы сохранили его от конечного разорения, святые ворота монастыря были закладены песком и бревнами, а перед ними стояли пушки.
Внутри и вне монастыря, на могильных камнях, даже в храмах, неприятели устроили себе бивуаки; с дозволения неаполитанского короля, в соборном храме монастыря продолжалась божественная служба.
Однажды сам Наполеон, с большою свитою, приезжал осматривать монастырь; внимание его особенно остановилось на монастырской ограде, с высокими и красивыми башнями её (из которых в одной находилась в старину церковь св. Николая).
В то время оберегательницей монастыря была монахиня Сарра Николавна (предание сохранило её имя); возможное охранение монастыря было следствием её твердости, самоотвержения и благоразумия.
По выступлении неприятелей из Москвы, она увидала на монастырском дворе зажженные фитили, проведенные к церковным подвалам, наполненным порохом. с спокойною твердостью она созвала своих сожительниц-монахинь и начала с ними гасить и заливать фитили, после того она проникла в самые подвалы и приняла все меры предосторожности против огня, против страшного взрыва.
Там, где из-за ограды виднеются кельи настоятельницы, обитала некогда царевна София; сколько воспоминаний о былом запросится в душу при одном взгляде на это место! София покоится в соборном храме, под черным покровом схимонахини, у южной стены; там же находятся гробницы дочерей царя Иоанна и Алексея Мих. и царицы (в инокинях Елены) Евдокии, супруги Петра.
Соборный храм обширен и великолепен, в нем находятся три придела: в южных дверях, в алтаре, Чудо Архистратига Михаила; на той же стороне муч. Софии и трех дщерей ея: Веры, Надежды, Любви.
Со входа, с передних ворот на паперти:– апостолов и диаконов Прохора и Никанора. Кроме того, в монастыре находятся еще следующие церкви: бывшая Трапезная о 2-х этажах, внизу: Успение Пресв. Богородицы, а вверху Сошествие Св. Духа; церковь больничная Амвросия (епископа Медиоланскаго), апостола Иакова Алфеева (устроенная в намять 1812 г. за избавление монастыря от врагов, в день Иакова, 9 октября). Церковь в колокольне, внизу, во имя препод. Варлаама и Иоасафа царевичей; в средней части колокольни была еще церковь св. Иоанна Богослова (теперь составляет придел в трапезной церкви); на св. воротах церковь Преображения Господня, а на противоположных Покрова Пресвятой Богородицы.
В Новодевичьем монастыре находится первая копия Иверской Божией Матери.
С. Любецкий.
“Нива”, No 45, 1841