Достопамятности Московского Кремля,
составлено Ал. Вельтманом,
помощником директора Оружейной палаты,
действительным членом Императорского Московского Общества истории и древностей российских,
Одесского Общества любителей истории и древностей и Общества русской словесности.
Печатано по Высочайшему повелению. М.: В типографии Н. Степанова, 1843.
Достопамятности Московского Кремля
СОДЕРЖАНИЕ
- Вступление
- Соборные храмы Кремля
- Собор Успения Божией Матери
- Собор Архангела Михаила
- Собор Благовещения
- Патриаршая ризница
- Двор царский
- Новый Кремлевский дворец
- Малый Николаевский дворец
- Сенат
- Арсенал
- Монастыри
Вступление
Около семи сот лет Москва известна истории как удельное княжение рода Георгия, сына Владимира Мономаха; с лишком пятьсот лет она уже столица русского великокняжения и царства; и много сохранилось в ней непростых памятников славы и прошедшей жизни народа, но заветной его святыни. Запад Европы сохранил памятники своих победителей. Восток Европы — Россия — памятники своих отцов — царей и святителей. Там следы борьбы за права на землю — обелиски, монументы, замки, стражницы, как указатели пути, где проходили и расселялись полчища римлян, готов, саксонцев, франков и норманнов; здесь Божий храм и двор царский, исток и слияние духа и сил народных, два постоянных средоточия элипсиса Русского царства с самого его основания. В них заключаются все достопамятности первопрестольной столицы, и первый шаг любознательного путешественника должен быть направлен к Кремлю, первое посещение — соборному храму Успения Богоматери, усыпальнице святителей русских, где покоятся митрополиты и патриархи со времен основания этого храма, и где совершается чин венчания на царство. Отсюда, до вступления на Красное крыльцо, путешественник, исполняя древний обычай, посетит собор Благовещенский, который некогда был преддверием обители царей, и не иначе, как через паперть его, вступали в царские золотые палаты, где совершались суд и правда, как некогда в Риме в храме Фемиды вступали через храм Добродетели.
Осмотрев древнюю обитель царей с древними храмами и сокровищницами, путешественник посетит и древнюю царскую их усыпальницу под сенью своего родового покровителя и заступника, воеводы небесных сил Архангела Михаила; потом монастыри Чудов и Вознесенский, и от обзора всего древнего обратится к достопамятностям новейших времен России, к Арсеналу, основанному Петром Великим, Сенату — Екатериной II, к победным памятникам царствования императора Александра Благословенного, и наконец к великолепному дворцу, воздвигаемому на древнем незыблемом основании дворца Иоанна III, и к повсеместным следам забот царствующего ныне зиждителя России.
В храмах кремлевских много святынь, принесенных в дар от всех мест, куда проник свет христианства, от гроба Господня, от святилищ Византии, горы Афонской и подножий Арарата, много богатств, завещанных Богу; много драгоценного и достопамятного в обители царской и в ее сокровищницах. Но чтоб оценить достопамятности Кремля, охраненные от времени и нашествий неприятельских благоговением народным к своей святыне и старине, необходимо хоть мельком взглянуть на те времена, от которых сбереглось до наших времен заветное достояние.
Исходу VIII и XIX веку принадлежит эпоха основания трех царств, из которых развились все силы и процветание христианской части света. Эти новые царства были: империя Германская, Англия и Россия. В них заключалась почти вся Европа и возникла гражданская жизнь для патриархальных племен, населявших всю твердь от Западного океана до устий Волги и от северных набережных до южных.
Под сильным влиянием победителей исчезли народность и язык древней Британии и Галлии; но славяне ильменские, призвавшие по разуму и доброй воле на царство князей из владетельного рода русского, сохранили самобытность свою и народный свой язык.
Когда империя Карла Великого распалась и Англией овладели уже новые победители — норманны, Русь совокупила в себе все племена славян на пространстве от Балтийского моря до Черного и от Карпатских гор до Волги, приняла христианскую веру и в течение одного века процвела обширной торговлей с Востоком и Грецией. Величие Новгорода и Киева быстро возникло до такой степени, что в X и XI столетиях современники не находили уже для них другого сравнения, кроме Рима и Константинополя. Дитмар, епископ Мерзебурга (976-1028)2, пишет в своей хронике, что в великом Новгороде считается более 400 храмов и восемь торговых площадей. Адам Бременский3 в XI веке говорит, что “Киев, столица Восточной России, соперничает с державным Константинополем, великолепным украшением Греции”. “Вторая контора Ганзейского союза,– пишет Верденхаген4,– в Новгороде, могущественнейшем и обширнейшем. Более 100 негоциантов Ганзы имели там свои конторы, и товары русские шли во все места”. Бурхард, посол германского императора Генриха IV к Святославу, в 1075 году, возвратясь из Киева, с удивлением рассказывал о неисчислимых сокровищах великого князя5. Ярослав, дети его и внук Владимир Мономах были в дружественных сношениях и в родстве с Грецией, с Римом, с Германией, с Францией, Англией, Венгрией, Швецией и Норвегией. Взамен драгоценных мехов и произведений земли русские купцы получали из Греции золото, пурпур, богатые ткани, сукна, сафьян, вино, плоды и пряности; а с Востока — драгоценные камни и ароматы.
До XIII века Россия шла наравне с гражданским просвещением новой Европы, с той только разницей, что Западу служил образцом Рим, а России — великолепный Константинополь, с которым она была в ближайшем сношении, как по вере и соседству, так и по родству великих князей с императорами греческими.
Припомним непрерывный ряд великих имен: Рюрика, Олега, Игоря, совокупивших все племена славян до гор Карпатских и основавших прочную торговлю с Грецией; Ольги, давшей уставы и предтекущей христианской земли; Святослава, рушившего преобладание хазар и открывшего путь торговли с Востоком; Владимира I, крестившего Россию и давшего устав церковного суда по номоканону греческому; Ярослава, который начертал “Русскую правду”, приукрасил Киев великолепием, основал в Новгороде училище на 300 человек детей боярских и пресвитерских, а в Киеве — первую библиотеку из переписанных и переведенных с греческого языка книг; наконец, припомним Владимира Мономаха, который, по летописи, украшен был добрыми правами, прославлен в победах, имени его трепетали все страны, во все земли пронесся слух о нем — и нам понятно будет то величие, до которого так быстро возросла древняя Россия.
Но два столетия беспрерывной войны с половцами, возникшие междоусобия, и наконец нашествие монголов рушило все начала Киевского царства, то совокупляемого в лице великого князя, то раздробляемого обычными в то время уделами.
Когда Константин Мономах вызвал Западную Церковь на соединение против общего врага христианства — магометан, грозивших уже Константинополю, тогда вместо союза последовал совершенный разрыв (в 1054 году). В это время все русские князья вели уже непрерывную войну — с 1061 года по нашествие монголов — с их единоплеменниками половцами. Россия не участвовала и не могла участвовать в предприятии Западной Церкви, которая в одно и то же время несла меч и на магометан и на Восточную Церковь6.
Нашествие монголов, покоривших Русь в 1236 году и овладевших Иерусалимом в 1258-м, навело только ужас на Западную Европу, а процветание древней России стерло с лица земли. В течение трех веков Западная Европа даже забыла о существовании России, которая стала для нее продолжением степей Татарии; все посольства Западной Европы, которых постоянной целью были сокровища Азии, обратились к золотой ставке монгольской, в степную глубину, в Каракорум.
Но посреди распадения царства Русского, не на племена уже, а на удельные княжества, хранился всегда дух единства и сберегалась идея царства в верховном имени великого князя как главы всей Русской земли. Престол великокняжения не мог уже воздвигнуться на развалинах Киева, рубеже кочевья татар, распространившихся между Доном и Дунаем почти до стен великокняжеской столицы. Престол перенесен за естественную ограду от нашествия их, за Оку, во Владимир на Клязьме. Но и здесь он не мог долго оставаться. Провидение полагало новый основный камень богохранимого, преименитого, царствующего, великого града посреди лесов, под сенью бора, на том самом месте, где ныне новый дворец императорский и древние пресвятые царские палаты и терем ограждают собою святое место нового насаждения — смиренный храм Спаса на Бору.
Начало города Москвы неизвестно определительно. По положению своему Москва лежала на перекрестке древнего торгового сухопутного сообщения Севера с Югом и Запада с торговым Болгаром на Волге. Этот путь, проложенный с незапамятных времен, был и военным путем; великие и удельные князья, следуя от Чернигова и Рязани на Владимир и Ростов, на Тверь и Новгород, не миновали Москвы. По этому пути к северу были волоки от одной судоходной реки до другой. Первое упоминание о Москве в летописях под 1147 годом; но собственно град Москва, Кремник, или нынешний Кремль, как столица удела, построен Георгием Владимировичем в 1156 году. Со времени Георгия Москва была уделом князей его рода, а наконец и великокняжеской столицей великого Георгиева потомства, сохранив в гербе своем родовую печать соименника Победоносцу.
Георгий III Данилович, вступив в 1303 году на велико-княжение, основал пребывание в родовом городе Москве, и с сего времени великие князья стали называться Владимирскими и Московскими.
Со вступлением брата его Иоанна I Даниловича перенесена в Москву и митрополия.
В 1236 году Москва в первый раз является оплотом против нашествия врагов; в стенах Кремника было оборонительное сосредоточение сил против наступающих монголов от Рязани на Владимир, Ростов и Тверь. Укрепляли и защищали Москву Владимир, сын великого князя Георгия, и великокняжеский воевода — Нянька.
Покуда Москва стала белокаменной, все пространство, которое она занимает, закалилось от пожаров, истреблявших ее от конца до конца. Но быстро всегда возникала новая Москва на пепелище погоревшей. Через двадцать лет после основания Глеб, князь Рязанский, в 1177 году пожег Москву всю — и город и села. В 1331 году град Москва, называвшийся уже Кремником, сгорел от пожара. Спустя восемь лет великий князь Иоанн Данилович снова заложил город дубовый, и только в 1362 году великий князь Дмитрий Иоаннович заложил в Москве Кремль — город каменный с железными вратами.
С самого начала Москва посреди лесов проявляла в себе сосредоточие русского духа и сил на восстание против врагов России. Князь Даниил Московский в 1301 году избил татар при Рязани, не боясь мщения ханского; в 1378 году великий князь Дмитрий Иоаннович восстал на татар за насилие, пошел навстречу им и на реке Вож, в области Рязанской, разбил и прогнал в степи; а в 1380 нанес совершенное поражение Мамаю.
Токтамыш-хан пришел мстить за восстание. Приказав перебить и ограбить всех русских торговцев в Болгаре на Волге, он двинулся на Москву.
Со времени князя Даниила Александровича, утвердившего Рязань в зависимости от княжения московского, таилась в князьях рязанских ненависть; во время нашествия Мамая и Токтамыша они были поборниками врагов. Олег Рязанский открыл татарам путь к Москве; почти все удельные князья, искавшие независимости от великого князя, убоялись мщения ханского и уклонились от новой борьбы с татарами. Москва была взята и разграблена. Беспощадно избивали татары жителей московских от мала до велика, и было, говорит современная летопись, “и в граде и вне града злое истребление, покуда у татар руки и плечи измолкли, силы изнемогли и острие саблей притупились”. Все, что не было вывезено из заветных сокровищниц кремлевских, и все, что было свезено из других городов бежавшими жителями в надежде найти защиту посреди крепких стен столицы,– все было расхищено. “И был дотоле град Москва велик, чуден, многонароден и великого узорочья исполнен, и в единый час изменился в прах, дым и пепел, и не было человека, ходящего по пожарищу”.
Новая эпоха бытия Москвы и обновление принадлежит Иоанну III Васильевичу. С его времени — столица независимого, самобытного царства. При нем окончательно рушено ордынское иго; при нем восстановлены сношения с Востоком и Западом. К нему являются послы от римских императоров Фридерика III и сына его Максими-льяна, от короля датского Иоанна, от царя грузинского Александра, от владетеля хорасанского, от султана шамахийского и проч. Иоанн вступает в брак с греческой царевной Софией; причем как единый представитель и глава исповедающих вселенскую греческую веру, принимает звание царя и герб империи в 1471 году, без сомнения, по подобной же соборной грамоте, какую поднес царю Иоанну Васильевичу IV Иосиф, архиепископ Константинополя, нового Рима, и вселенский Патриарх, за подписью руки патриаршей, 34 митрополитов, двух архиепископов и двух епископов, признавая его своим государем.
Иоанн покорил Новгород, процветавший ганзейской торговлей и замышлявший о независимости; покорил Казань, заменившую в торговом отношении на Волге Бол-град, и таким образом сосредоточил все торговое влияние в Москве.
В 1475 году выписал Иоанн III из Венеции архитектора Аристотеля для построения соборного храма Успения Богородицы; и с этого времени началось первое употребление кирпичей, заменивших обычный у русов белый камень.
С 1484 года началась постройка кирпичных стен и стрельниц (башен), существующих поныне; и в то же время заложил Иоанн двор и палаты каменные и кирпичные на старом месте у Благовещения. Строителем палат был Алевиз из Милана; а стен кремлевских и башен — итальянцы, которых в то время называли фрязинами (франками), Марко, Антон и Петр.
Со времени Константина Великого Византия стала центром мира промышленного. Когда магометане распространили победы свои на юге Азии, остался один путь сообщения с Востоком, через Требизонд и Феодосиполь (ныне Арзерум в Армении). Крестовые походы открыли сообщение через Сирию, и — Константинополь остался в стороне. Для Европы торговля сосредоточилась в Венеции и Генуе. Нашествие монголов и взятие ими Иерусалима парализировало все южные пути; а вскоре победы мусульман перенеслись на берега Европы; осталась одна стезя для промысла — через Россию, которая возникла уже в Москве и слилась снова под единодержавие великого князя Иоанна III. Но когда Москва готовилась преобладать торговлею Востока и вся Европа искала союза с Иоанном, стесненный промышленный дух Запада проник на Восток по путям дотоле непроходимым. В 1492 году открыта Америка, а в 1497-м — морской путь в Индию, мимо мыса Доброй Надежды. Вслед за испанцами и португальцами пустились к новому источнику сокровищ и произведений Индии голландцы, англичане и французы. Эти неожиданные, счастливые события для Запада были причиной совершенного переворота в судьбе не только Европы римско-католической, но и в судьбе России. Торговый союз Ганзейский потерял свое значение, торговый путь через Россию заглох, промышленный народ на Волге, как главной стезе древней торговли, лишившись промысла, принялся за разбой. Только собственные произведения России, и преимущественно драгоценные меха, остались источником трудного промысла. Но, как будто в вознаграждение этих великих потерь, Россия приобрела золотое дно — Сибирь.
После времен Иоаннов, закаливших железную крепость России, совершился на стогнах кремлевских переворот,– явилось таинственное лицо под именем Дмитрия, сына Иоаннова. Это возмутительное событие, казалось, готовое снова поработить Россию чуждой ей власти, было в расчете Провидения. Это время смут уподоблялось в общей гармонии судеб народных дикому аккорду, неизбежному для перехода из вступления в тему истинного и прочного царства под державой царей, родных народу.
В Кремле — все близкое чувству русскому, все заветное, все старое время тяжкой и радостной памяти, горьких и умильных слез великого народного семейства. В Кремле возникало спасение. Дмитрий Донской развернул черное великокняжеское знамя войны на жизнь или смерть против монголов; Иоанн совокупил распавшееся царство; Василий Иванович Шуйский въехал на коне в Спасские ворота с крестом в руках для свержения царя-самозванца; Пожарский выжил из священных оград знамена Сигизмундовы; и — после всех бед, Богом избранный, целовал со всем народом крест спасения, восстановивший в русском царстве мир и единодушие, положивший все надежды народа в юном, но-вовенчанном Михаиле и его потомстве.
Соборные храмы Кремля
Собор Успения Божией Матери
При перенесении престола великокняжеского и митрополии в Москву первое место обители св. Митрополита Петра было при деревянном храме Иоанна Предтечи близ Боровицких ворот. В 1325 году заложен собор Успенский, и св. Митрополит Петр основал в нем усыпальницу (sepulere) глав Русской Церкви под кровом Пречистой Богоматери, Которой лик был искони знамением на печатях или гербах всех русских архиепископов, митрополитов и патриархов. За ветхостью древней церкви митрополит Филипп в 1473 году воздвиг новую, по подобию и величине владимирского Успенского собора; но в следующем году, во время землетрясения, она распалась и в 1475-1479 годах построен Успенский собор вновь выписанным из Венеции архитектором Аристотелем (Алберти Фиоравенти Болонским). В этом первопрестольном соборе совершается искони венчание на царство; а в древности совершалось и бракосочетание великих князей. В 1473 году, когда собор перестраивался, для бракосочетания великого князя Иоанна Васильевича III с царевной Софией, дочерью Палеолога, внутри воздвигающихся каменных стен построен был храм деревянный. Многоценный иконостас собора заключает в себе полную идею Вселенской Церкви, союз Старого завета с Новым. Вы видите на нем Предвечное Слово первоначальной Церкви праотцев и патриархов; Предвечного Младенца ветхозаветной Церкви пророков; и наконец, Спасителя и Христианскую Церковь апостолов. В большом куполе Господь Вседержитель; его окружают Небесные Силы; на столпах храма лики мучеников и исповедников, на которых воздвиглась Церковь. Стены исписаны деяниями святых и притчами евангельских. “В первые века христианства немногие знали грамоту, а всех надо было учить закону Божию: и потому издавна принята была в церквах стенная живопись вместо мертвых букв, чтоб каждый молящийся христианин мог сам прочесть божественную повесть событий Церкви”.
Нижний ряд иконостаса заключает в себе местные иконы удельных княжений: Владимира, Новгорода, Пскова, Смоленска и проч. По мере присоединения их к единодержавию заветное сокровище городов, местные иконы, переносились в общее святилище, в первопрестольный храм Успения, как священный залог верности,– ибо где святыня русского народа, там и сердце его.
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери, писанная, по преданию, св. евангелистом Лукою, принесена из Царьграда князю Андрею Боголюбскому Новогородская икона Всемилостивого Спаса прислана в Новгород греческим императором Мануилом. Икона великомученика Дмитрия Селунского принесена была в Киев из Селуни, родины Константина и Мефодия, первых пролагателей Священного Писания на славянский язык.
В Успенском соборе обретаются св. мощи митрополитов — угодников Божиих и покоятся Патриархи; в нем хранятся в золотых ковчегах части ризы Господней, Божией Матери, и гвоздь Господень. Сень медного шатра, находящегося в соборе, изваяна по повелению Патриарха Филарета в 1625 году для плащаницы Господней, присланной в дар царю Михаилу Федоровичу и которую шах Аббас при покорении Грузии взял из Мцхетского собора.
В богатой ризнице Успенского собора между драгоценными пеленами — труды императрицы Екатерины II; между сосудами церковными — приношения царей и великих князей; тут яшмовый сосуд миропомазания, присланный Константином Мономахом внуку своему Владимиру Мономаху вместе с регалиями царскими, хранящимися в Оружейной палате; древнее Евангелие на греческом языке; славянское Евангелие болгарского письма, окованное золотом и осыпанное цельными драгоценными камнями древнейшей работы; и наконец, великолепное Евангелие царицы Наталии Кириловны с резными образами на огромных изумрудах.
У южных врат храма стоит престол Мономаха7, так называемый по надписям и барельефной резьбе, на которой изображены события присылки упомянутых нами регалий царских Константином Мономахом.
Собор Архангела Михаила
Как печатью Церкви был лик Богоматери и святители русские упокоивались под кровом ее, так печать великих князей русских был лик Воеводы Небесных Сил, и они упокоивались под кровом Архангела. Собор Архангела Михаила каменный, основан в 1333 году Иоаном Даниловичем Калитою, и с него начинаются ряды 52 потомственных гробниц. Здесь св. мощи убиенного царевича Дмитрия, князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. На стенах, против гробниц, изображения великих князей и царей, покоящихся в них; а цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович изображены на досках иконным письмом. Здесь погребен император Петр II.
В этом храме великие князья совершали панихиды по родителям и предкам и, отправляясь в поход, призывали на помощь воеводу Небесных Сил Архангела Михаила.
В ризнице храма сохраняются драгоценные, унизанные жемчугом и каменьями покровы царских гробниц.
Последняя перестройка Архангельского собора по причине обветшалости совершена в 1508 году, при великом князе Василии Иоанновиче.
Собор Благовещения
Первоначально основан при великом князе Василии Дмитриевиче в 1397 году и в 1405-м расписан монахом Андреем Рублевым. В 1484-1489 годах, при великом князе Иоанне Васильевиче, собор Благовещения перестроен вновь о девяти верхах с позолоченными главами и кровлей. В 1508 году украшен стенописанием иконописцем Федором Едикеевым с братиею. Поновления совершались в царствование Петра I и Екатерины П. Этот храм составлял издревле приходскую церковь Двора царского и назывался Благовещение у Государя на Сенях. Благовещенский протопоп искони был духовным отцом великих князей, и поныне духовный отец императора, и носит звание протопресвитера Благовещенского собора. Он крестил новорожденных в Чудовом монастыре, благословлял, обручал и бракосочетал великих князей в соборе Успенском. Великие князья украшали собор Благовещенский всем, что составляло великолепие их времени. Богато позлащенные медные главы и кровля храма по сие время как кованные из чистого золота. Помост храма составлен из плит разноцветной яшмы; живопись паперти, свято сохраняемая при подновлениях, представляет в лицах проповедования учения христианского. Здесь изображены также сивиллы и философы греческие, проникнутые предчувствием нарождения Бога Слова и духом истины.
В четырех угловых трибунах храма четыре придела: Входа во Иерусалим, Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы и Василия Кесарийского. У правого столпа царское место; на левом столпе 60 крестов, которые некогда носились великими князьями и царями сверх барм или священных оплечий. На налоях выставлены части св. мощей.
В ризнице крест корсунский с Животворящим Древом, крест, принесенный Владимиру Мономаху Неофитом, митрополитом Ефесским, кивот со Страстями Спаса, принесенными епископом Дионисием из Царьграда в Суздаль, а в 1401 году перенесенными в Москву. Кроме того, в золотых ковчегах останки многих из св. угодников, присылавшиеся в дар и на хранение великим князьям русским из святилищ христианства.
Здесь замечательны также двери храма со св. изображениями, писанными золотом по сквозному лаку, покрывающему медные листы. Судя по письму надписей, они новгородские.
Патриаршая ризница
Против северных врат Успенского собора находится древняя патриархия с церковью Двенадцати Апостолов и Нерукотворного Образа. Здесь, в бывшей трапезе Патриарха Никона и его домовой церкви во имя апостола Филиппа, где еще видно против упраздненного алтаря каменное патриаршее место, хранятся ныне собранные Никоном драгоценные остатки письмен первых веков христианства, священная одежда и вся домашняя утварь московских митрополитов и патриархов, начиная с Петра Митрополита (1326) и кончая Патриархом Адрианом. Между прочими саккосами и омофорами, если кроме духовной ценности смотреть и на вещественную ценность их, некоторые, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, весят более пуда. Саккос, принесенный митрополитом Фотием из Царьграда, заключает в себе 70 000 жемчужных зерен; на нем вышиты золотом лики императора Иоанна Палеолога, супруги его Анны, сестры великого князя Василия Дмитриевича, самого Василия, Фотия, Патриарха Нила, и вокруг саккоса весь Символ веры на греческом языке.
Здесь драгоценные древние кресты с частицами св. мощей, принесенные из Греции; клобуки, митры, скуфьи, панагия чудотворца Петра, перстень святителя Алексия, подаренный ему ханом Ганибеком в память чудесного исцеления супруги его Тайдулы; посохи, часы и много вещей, высоко ценимых глубоким чувством воспоминания, которым невольно исполняется душа.
Двор царский
В древности великокняжеские дворы заключали в оградах своих храмы Божий, хоромы княжеские и все, что составляло чин правления и хозяйства государева. Тут, на дворцах или малых дворах, жили духовенство, бояре, дружина, художники и ремесленники; здесь хранились сокровища и припасы.
Двор великокняжеский и царский на Москве занимал с самого основания Москвы то же самое место, которое занимает и теперь, и его эпохи как будто соответствовали эпохам России. Сначала, когда еще существовали уделы и двор великого князя состоял из многих отдельных хором и изб за общею оградою8. Царь Иоанн Васильевич III, совокупив уделы, подвел и под все удельные здания своего двора общее каменное основание и соединил сенями или переходами.
При императрице Елисавете набережные здания двора царского были разобраны и построен дворец в итальянском вкусе, примыкавший со стороны красного крыльца к Грановитой палате. Императрица Екатерина имела мысль по проекту Баженова обратить весь Кремль в один громадный дворец; но посреди его исчезала вся маститая древность Кремля9. Теперь все заветное цело, двор царский на старом месте, и новый Императорский дворец составляет одну нераздельную связь и воссозданное под общим кровом существовавших некогда палат: Средней золотой, Столовой и Набережной, или Посольской.
Новый Кремлевский дворец
Новый дворец — величественное здание, по крепости — кованое, по размерам зал — исполинское, по мысли — мощно-смелое. В нем осуществились не заученные зодчеством иноземные формы и красоты, не привычные стили Греции и Италии, под влиянием и условиями которых создаются все новейшие здания; здесь осуществилось изящное русское, желанное и предначертанное самим государем императором. Его величество в присутствии своем в Москве в 1858 году лично изволил изложить мысли свои о создании дворца; и из собственных начертаний государя императора составлен проект, в то же время высочайше утвержденный до всякого еще рассмотрения действительным архитектоническим художником. Исполнение поручено под непосредственным начальством его светлости министра двора генерала от инфантерии князя Петра Михайловича Волконского Московской дворцовой конторе, в особенное ведение вице-президента ее гофмаршала барона Льва Карловича Боде. Главным архитектором назначен известный профессор архитектуры К. А. Тон; а труд выполненных работ на месте возложен на искусного и сведущего по своей части профессора архитектуры Рихтера и архитекторов Чичагова и Бокарева. Таким образом, зодчество получило готовый проект величию и красотам здания и создавало новое по мысли новой, царское по мысли царской. Родственно соединился императорский дворец с древним Теремным, и можно сказать, что двор Иоанна III через три с половиной столетия достиг до совершенного возраста при императоре Николае I и облекся во все доспехи великолепия.
Вступив на парадное крыльцо со стороны набережной, по прямой лестнице, почти единственной в своем роде в этом отношении, вы пройдете посреди торжественного великолепия сокровищ от настоящего века к векам прошедшим, увидите новую и древнюю обитель русских царей.
Внутренние покои их императорских величеств в нижнем этаже дворца заключают в себе: переднюю, столовую, гостиную, проходную комнату, приемную ее величества, дежурную камеръюнгферскую, уборную ее величества, опочивальню, уборную его величества, кабинет его величества, приемную его величества, II переднюю.
На этом самом месте императорских жилых покоев некогда был собор Сретения Господня, что во Дворце, с приделом Св. Николая. Время начального построения этого храма неизвестно, но, без сомнения, он основан был в память сретения Страстей Господних, перенесенных в 1401 году из Суздаля в Москву и встреченных священным чином и народом, подобно как память сретения Владимирской Божией Матери освящена построением храма Богородицы честного Сретения на Кучковом поле (ныне Сретенский монастырь). Сретенский собор разобран в 1801 году.
Из передней выход на подъезде к собственной лестнице государевой.
Ворота, ведущие к подъезду, на том же самом месте, где были некогда Золотые государевы ворота10.
От выхода на подъезд пант-дус (отлогая лестница) ведет из нижнего этажа в коридор и к парадной лестнице бельэтажа, в торжественные залы.
Бельэтаж под вязью железных стропил и кровли, под цельными кирпичными сводами, заключает в себе смелость размеров и великолепие украшений, поражающих чувства.
- Георгиевская зала. Это святилище ордена Св. Георгия Победоносца, покровителя Москвы, которого лик носит она в гербе своем со времен основания. Эта зала исполинов — 28 саж. 1 ар. 7 верш. длины, 9 саж. 2 ар. ширины и 8 саж. 11 верш, высоты; окна в два яруса. 18 столпов в простенках воздымаются до верхнего яруса окон и составляют подножия статуй.
Стены залы белые матовые. В простенках верхнего яруса и на золотых дверях с золотыми орнаментами изображены знаки военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденного 26 ноября 1769 года императрицею Екатериной II с девизом “За службу и храбрость”.
Георгиевская зала находится на самом том месте, где в древности стояла Средняя золотая палата, которая в правительственном значении была верховным советом и судом. Соответственно этому значению на стенах ее, расписанных по золоту, было изображение Страшного суда. Среди потолка, в кругу, Эммануил на радуге; в одной руке держал Он потир (чашу), в другой палицу (скипетр); под стопами Эммануила раздвоенные облаками врата; при них ангел со скипетром и свитком, человек-странник с посохом, а внизу ад в виде извивающегося змия.
Надписи:
“Узким бо путем вводятся души праведных в Царство Небесное”.
“Широким бо путем вводятся души грешных во врата лютого ада”.
Все прочие изображения также напоминали и суду и подсудимому последний день Страшного суда.
- Александровская зала. Основана в честь ордена Св. Александра Невского, учрежденного императрицей Екатериной I по предначертанию Петра Великого в награду трудов для отечества. Длина залы — 14 саж. 2 арш. 3 вер., ширина — 9 саж. 2 ар., высота — 9 саж. 2 арш. 3 вер.; стены под цвет орденской ленты с богато вызолоченными украшениями скульптурной работы. На серебряных дверях с накладными золотыми орнаментами — орденские ленты и звезды. На месте этой залы и в том же направлении стояла Набережная, или Посольская, Ответная палата, существовавшая со времени Иоанна III до Елисаветы. По представлении послов цари и великие князья отпускали их от себя в эту палату, где и выслушивались посольские дела и давались царские ответы на словах или письме боярами, назначаемыми царем в ответные.
- Андреевская зала — тронная его императорского величества. Основана в честь ордена Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году Петром I с эпиграфом, означенным четырьмя золотыми латинскими буквами на оконечностях креста: S. A. P. R. (Sanctus Andreas patronus Russia) — Святой Андрей, покровитель России. Длина залы — 22 саж. 2 арш., ширина — 9 саж. 2 арш., высота — 8 саж. 15 верш. В соответственность цвету орденской ленты стены голубые с золотой отделкой столпов, простенков, карнизов и потолка; в вышине, между окнами второго яруса, Андреевская цепь и знаки большого креста. Двери золотые с накладными орнаментами и изображениями орденских знаков. У южной стены великолепный императорский трон в древнем вкусе.
- Кавалергардская зала.
- Екатерининская зала — тронная ее величества — основана в честь ордена Св. великомученицы Екатерины и великолепно украшена орденскими знаками, на которых слова “Боже спаси царя”11напоминают молитву Екатерины I и всего народа во время опасности, которой подвергался Петр I на берегах Прута в 1711 году. Длина залы — 9 саж. 2 арш. 10 верш., ширина — 6 саж. 1 арш. 10 верш., высота — 4 саж. 15 верш. Блистательный трон императрицы помещается между двумя столпами, поддерживающими свод залы.
- Диванная.
- Парадная опочивальня. В ней замечательны по своей редкости две колонны из цельных стержней мрамора verd antique {Зеленый серпантизированный мрамор (фр.).} с богатой позолотой капители и украшений.
Отсюда, через боковые комнаты, выход в коридор и зимний сад12, устроенный над переходным корпусом в предполагаемые апартаменты их высочеств13 и в Теремный дворец через церковь Рождества Богородицы.
Этот храм построен великой княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского, в 1392 году, на месте бывшей деревянной церкви Воскресения Лазаря, обращенной в приделе. После пожара в 1473 году, истребившего весь двор царский, при постройке нового каменного и церковь Рождества Богородицы, бывшая на сенях деревянных царицыных хором, поднята в уровень с сенями кирпичного здания и сооружена над древними белокаменными сводами церкви Св. Лазаря.
Храм Рождества Богородицы был приходской церковью великих княгинь и цариц; здесь по истечении шестинедельного срока после родов они брали молитву и в это время садились в обширной трапезе (где изразцовая печь с лежанкой) и сквозь отверстое окно в церковь слушали божественную службу. Все местные образа иконостаса были украшены трудами их — ризы шиты золотом и унизаны жемчугом и драгоценными камнями. Позади правого крылоса стоял царский их престол. Северные двери храма Рождества Богородицы ведут в коридор теремный, который некогда составлял так называемые постельные сени постельных палат или жилых покоев великих княгинь. Этот ряд комнат по коридору в новейшие времена стал называться фрейлинским, по случайному помещению в них фрейлин в 1817 году.
На северной оконечности коридора, ведущего к сходу в храм Успения, поворот влево в дворцовую церковь Св. Великомученицы Екатерины, что на Царицыных Сенях14.
В иконостасе храма, который, без сомнения, основан также св. великой княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского, находятся две местные иконы: св. Евдокии и св. Екатерины; отчего в старину этот храм носил название церкви Св. Евдокии. В числе древних образов замечателен лик св. Иосифа, индийского царевича.
Драгоценный, осыпанный бриллиантами венец образа св. Екатерины, который считался пропавшим во время нашествия французов, обретен ныне между старыми церковными вещами в храме Спаса на Бору.
Почти все, упоминавшие в описаниях Кремля о церкви Св. Екатерины, определительно говорят, что она переименована из церкви Св. Евдокии царем Алексеем Михайловичем в 1660 году во имя новорожденной царевны Екатерины; но это ошибка. В указе 1626 года царя Михаила Федоровича упоминается о церкви Св. Екатерины, что на Царицыных Сенях; в разряде свадьбы царя Алексея Михайловича в 1648 году также о ней уже упоминается.
Против западных дверей храма, за переходом, Золотая меньшая, или Царицына, палата. Здесь принимали царицы в торжественные праздники святителей и всех представляющихся им. В значении судейского стола эта палата была расправная палата спорных или тяжебных дел. Сопутствовавший Константинопольского патриарха Иеремию, поставившего первого русского Патриарха Иова, архиепископ Элласонский Арсений описывает древнее великолепие этой палаты, которой своды и стены были покрыты золотом и мусией (живописью), окна украшены богатыми завесами, пол устлан коврами с изображениями ловли; золотые и серебряные изваяния утвари представляли зверей и птиц; на своде висел металлический лев и держал драгоценное паникадило в виде свившегося в кольцо змея.
Древняя живопись, подновленная при Алексее Михайловиче и в коронацию императора Павла, по сие время представляет лики и подвиги святых и великих жен: обретение животворящего Креста царицею Еленою, крещение великой княгини Ольги, легенду о царице Динаре, дочери иверского царя Александра, воевавшей с персами, и проч.
В 1450 году митрополит Иона выстроил палату каменную, в ней же, как говорит летопись, церковь Положение ризы Пресвятой Богородицы. По положению этой церкви, примыкающей к Меньшей золотой палате, должно полагать, что эта палата есть именно та, которую построил Иона, и это тем более достоверно, что своды ее, укрепленные железными связями стен, принадлежат к роду древней русской каменной постройки, а не к постройке Алевиза, которого своды Грановитой палаты гораздо обширнейшие, без наружных связей и перекладин.
Из золотой Царицыной палаты был выход в сени ее, и из сеней на площадку постельного крыльца, которая называлась впоследствии Боярской площадкой. Отсюда вход в сени перед Грановитой палатой. Они называются Святыми сенями, по бывшим на стенах святым изображениям. Между прочим у входа было представлено видение Иисусом Навином Архангела Михаила, который говорит ему: “Изуй сапог свой, ибо место сие свято”.
Грановитая палата. В древности царские престольные или столовые палаты назывались гридницами или гриднями, в значении малый град (citadelle). Здесь совершались торжества восшествия на престол и свадебные, здесь принимались и угощались послы иноземные, духовенство, бояре и гости (convives). Древнюю гридню в Москве заменила Грановитая палата. Она называлась первоначально просто Большой палатой. В 1547 году, при царе Иоанне IV, после пожара в Кремле, она возобновлена вместе со всем дворцом, и с этого времени приняла название Большой золотой и Грановитой палаты; потом при царе Федоре Иоанновиче — большой золотой подписной палаты, т.е. украшенной живописью по золоту.
Из описания золотых палат, составленного в 1672 году по повелению царя Алексея Михайловича, видно, что на сводах и стенах Грановитой палаты были изображены: Господь Саваоф, творение ангелов и человека, события из истории Ветхого Завета, разделение вселенной между тремя братьями и разделение Руси между тремя сынами Владимира Святого, изображенными в митрах, в одеждах камчатных с оплечьями (бармами) и золотыми поясами; лики Ярослава Великого, Всеволода I, Владимира Мономаха в царской утвари, сына его Георгия — основателя Москвы и родоначальника московских князей — Александра Невского, Даниила, Иоанна I, Дмитрия Донского и всех преемников его, до Феодора Иоанновича, сидящего на троне в венце, в порфире с нараменником, в жемчужном ожерелье со златою цепью на груди, со скипетром и державой в руках; у трона его изображен был Борис Годунов в шапке-мурманке и в верхней золотой одежде на опашку.
Маскевич, живший в Москве во время нашествия поляков в 1611 году, упоминает об этой же самой живописи Грановитой палаты и между прочим говорит: “Печь устроена под землей, с душниками для нагревания комнат”.
Древняя живопись стен Грановитой палаты издавна уже не существует; теперь стены ее обтянуты малиновым бархатом с золотыми орлами и гербами царств и княжеств, из которых образовалась единая и нераздельная Россия. На том месте, где был престол великокняжеский и царский, ныне трон императорский.
В этой палате в течение пяти столетий много совершилось торжеств венчания на царство, бракосочетания, приема послов от христианских держав, празднеств побед и воспоминаний священных, царских и народных; три раза видела в себе Грановитая палата и незваных гостей; но им худо в ней погостилось.
Грановитая палата соединялась так называемым Красным крыльцом с папертью Благовещенского собора, через которую был общий ход; красная же лестница, с южной стороны палаты, была царской, подобно священной лестнице в чертогах греческих царей. Кроме этих двух восходов со стороны площади на Красное крыльцо, между ними, посредине, была третья лестница, для иноверных послов и гостей.
Перед венчанием на царство великие государи цари вступали в Грановитую палату и отсюда посылали на Казенный двор за животворящим крестом, св. бармами, царским венцом и цепью, присланными греческим императором Константином Мономахом внуку своему Владимиру Всеволодовичу и которыми со времени его венчались все великие князья и цари русские. По принесении царского чина (регалий) с казенного двора крест, св. бармы, венец и скипетр торжественно несли митрополиты и архиепископы на золотых блюдах, покрытых пеленою, унизанною драгоценными камнями, в Успенский собор, при звоне благовестных колоколов, куда следовал и сам царь к венчанию.
Торжественные приемы послов от христианских держав совершались в Грановитой палате; но вторые, отпускные приемы, в Средней золотой, где представлялись царю и послы иноверные — персидские, ногайские и проч.
Из Грановитой палаты через Святые сени вступаете во Владимирскую залу, вновь построенную в честь ордена Св. Владимира (учрежденного императрицей Екатериной II в 1782 году) на части Боярской площадки, прилегавшей к Святым сеням. Эта зала соединяет старый дворец с новым, и в соответственность этому соединению живопись ее знаменует переход от древнего стиля к новому.
Из Владимирской залы выход на лестницу к Спасу за Золотой Решеткой и галерею, ведущую в Тайник, покой над Святыми сенями, где в старые времена, у окна в Грановитую палату, царское семейство присутствовало за занавесью во время торжественных приемов и угощений послов.
Выход из тайника ведет на площадку, которая прежде ограждена была со стороны бывшего восхода с Боярской площадки золотой решеткой; почему и древняя придворная церковь называется Спас за Золотой Решеткой, или Спасский собор, что Вверху, за Золотой Решеткой нерукотворного образа Спасова.
Этот собор составляет верхний ярус над меньшею золотою палатою и построен Иоанном III в одно время со всем дворцом во славу Нерукотворного Образа Спаса, перенесенного некогда из Одессы в Константинополь и потом царевною Софией, супругой Иоанна, в Москву.
Придел же храма сооружен во имя Иоанна Предтечи, тезоименитого ангела Иоанну III.
Одиннадцать золотых глав с украшениями древней мусии венчают собор, образуя общую кровлю над церковью Словущего Воскресения, составляющей верхний ярус храма Св. Екатерины, и над приделом Распятья Господня.
Это были храмы молитв семейства царского — царевичей и царевен.
Церковь Словущего Воскресения возобновлена в древнейшем вкусе резьбы и разноцветной позолоты. Огромное паникадило, в шаре которого были часы, висит на своде. В иконостасе древняя икона Полоцкой Божией Матери, привезенная царем Алексеем Михайловичем из завоеванного Полоцка.
Выходя из церкви Словущего Воскресения на паперть, образующую коридор, нельзя не обратить внимания на дверь вправо, на лестницу вниз, и на окно, находящееся против дверей. Отсюда, как с незаконного величия, упал в прах Дмитрий Самозванец.
По известиям современников его Маржерета, Бера, Паерле и прочих, когда народ вломился с площади во дворец, самозванец бросился в каменный дворец, в терем, где жила Марина, его молодая жена, занимавшая покои цариц; отсюда пробежал он в верхний этаж к стороне умывальни, надеясь, без сомнения, малым сходом вниз (лестницей при церкви Словущего Воскресения)15 сбежать на сытный двор, но и этот выход был уже занят, и Лжедмитрий как вошел не путем в хоромы царские, так и вышел из них не путем — он выскочил на сытный двор в окно.
От церкви Словущего Воскресения, вступая в коридор, называемый ныне чугунным, но который некогда составлял сени верхнего яруса здания Иоаннова, или жилых покоев царевен, вы поднимаетесь налево по лестнице в терем, надстроенный царем Михаилом Федоровичем для сыновей своих, царевичей Алексия Михайловича и Иоанна Михайловича, в 1636 году. Это царские хоромы, или жилые покои русских царей в XVII веке, единственный памятник и образец древней религиозной жизни. Это подобие храма, где свято совершались по закону обряды жизни. Со времен нового дворца Елисаветы терем был в полном забвении; еще полстолетия без поддержки, и он был бы в развалинах, но государь император Николай I почтил обитель предков своих правом святыни нерушимой. Она, можно сказать, восстановлена навеки. Возобновление исполнено гофмаршалом бароном Л. К. Боде со строгою отчетливостью против уцелевших образцов украшений и древней утвари царской, соответственно господствовавшему вкусу времени царя Михаила Федоровича16.
Вступая в ряды покоев, предназначенных им для своего наследника, вы припоминаете расположение храма, трапезную или столовую, соборную или гостиную и престольную; за ними, как бы в приделе, опочивальню и образную. Живопись стен храмовая, как золотая парчовая риза со святыми изображениями, разводами, узорами и источниками. Здесь, в престольной палате, у красного окна, подле которого царское место, был устроен опускавшийся вниз ларец для просьб прямо в руки царю от беспомощных, и Алексей Михайлович посвящал утренние часы милосердию17. В образной, или молельне царской, замечательны древние образа, складни и кресты. Эта святыня издавна составляла родовое наследие и благословение великих князей русских. Ветхость некоторых из этих икон свидетельствует глубокую их древность. Разные драгоценные вещи, принадлежавшие царю Алексею Михайловичу, и золотая и серебряная посуда наполняют створцы, находящиеся в тронной, в трапезной и в боковом покое; словом, здесь все старое по-старому, как было при прежних хозяевах — родоначальнике Михаиле и сыне его Алексее, переселившихся на вечный покой под кров Архангела Михаила.
Из бокового покоя, в стороне от тронной, всход по круглой лестнице на вышку, или верхний этаж терема, составляющий один покой, теремную горницу с башенкой, или фонарем, с южной стороны. С открытой площадки вышки некогда за твердынями Кремля взор обнимал пространную Москву, обнесенную каменными стенами и стрельницами Китай-города, Белого города или Царьгорода и дубовой стеной Скородома.
Между бесчисленными возвышающимися главами и колокольнями сорока сороков церквей тянулись по всем направлениям улицы, переулки и тупики с рядами деревянных домов, перемежающихся садами и заборами. Нет счету, сколько раз от основания своего Москва выгорала дотла, и снова быстро возникала из праха, и разживалась с новым бесстрашием к пожарам. Привычка жить в деревянных строениях была так велика, что еще великий князь Михаил Федорович, считая каменные здания вредными для здоровья, жил в деревянном дворце. Из белого камня строились только церкви и ограды; обжигание кирпича не было в употреблении. Богатство в строевом лесе, скорость постройки, заветное хранение обычаев предков долго были причиною, что народ русский считал кирпичные европейские здания тюрьмами. Царь Иоанн Васильевич III, вызвав иностранных архитекторов для строения храмов и стен кремлевских, после пожара в 1473 году построил новый двор для себя деревянный на новом месте, за Архангельским собором, на площади, на Ярославичевском дворе. Этот дворец строили архитекторы Марко и Петр; в 1491 году он был кончен. В 1493 году, после нового пожара, новый деревянный дворец уцелел; но в июле из Заречья перебросило огонь в Кремль, на Подол, где были житницы царские, и старый и новый двор великокняжеский и митрополичий двор сгорели, а также сгорела и опала церковь Иоанна Предтечи с находящеюся под нею казною великой княгини Софии. После этого несчастного истребления почти всей Москвы началась уже постройка кирпичных палат на старом дворе у Благовещения и кончилась в 1508 году, при великом князе Василие Иоанновиче, который и перешел в них жить.
С этого времени постепенно стала истребляться и древняя архитектура русских царских и боярских домов. Последним образцом ее, кажется, был деревянный дворец Коломенский, который еще памятен некоторым. Это была хитро срубленная изба с избушками и горницами, под навесами кровли в виде теремков, крытых чешуйчатым гонтом. Здание украшалось резными бахромчатыми подвесками, было не великолепно, но нарядно по-русски и смотрело весело.
Сходство древней Москвы с современной сохранилось только в общих чертах, подобно наследственному сходству потомка с предками. Некогда по числу башен на оградах московских можно было назвать ее стовратной.
На окружении, где была стена Белого города, тянутся ныне бульвары. Места, где были ворота, сохранили свои названия, кроме Чертольских ворот (близ Зачатейского монастыря); по сие время вам известны ворота: Пречистенские, Арбатские, Никитские, Тверские, Дмитровские (где Сенная площадь), Петровские, Сретенские, Фроловские (Мясницкие), Покровские и Яузские.
По окружению скородомной деревянной стены с деревянными башнями и воротами тех же названий тянется теперь Садовая улица.
Стена замоскворецкая шла от Крымского брода (названного по Крымскому двору, бывшему за рекой) через Калужские ворота к Краснохолмскому мосту. Река Неглинная обтекала Кремль по северо-западу и, наполняя широкий ров от Неглинной (ныне Арсенальной) башни до впадения в Москву-реку между Свибловской стрельней Кремля и Москворецкими воротами Китай-города, образовала остров из высот Кремлевских18.
За Москвой-рекой, по набережной, от Москворецкого плавучего моста до Каменного, был Царицын луг и сад, основанный царем Иоанном Васильевичем после Великого московского пожара на месте бывших обывательских домов.
Старый каменный, или Всесвятский, мост со стороны Белого города был защищен предмостной стрельницей, называвшейся Троицкими воротами (Белого города); а со стороны Замоскворечья были Всесвятские ворота с двумя башнями, совершенно сходные с Воскресенскими.
На мосту были крытые лавки, под мостом мельницы. При Боровицком мосте и при впадении речки Неглинной в Москву-реку также мельницы, а пруд назывался Лебединым.
От Боровицкого моста до Троицкого, по правому берегу Неглинной, был сад царский, называвшийся впоследствии Аптекарским, за ним Стрелецкая слобода, которая тянулась по Сдвиженке. По преданию, на месте пустыря, принадлежащего ныне К. Долгорукову, был дворец царя Иоанна Васильевича.
На всем пространстве, занимаемом теперь Воспитательным домом, был Царев сад на Васильевском лугу.
Осматривая Москву, можно по воспоминаниям, связанным с ее урочищами и зодчеством, пройти по эпохам истории Русского царства. Любознательность с трудом расстанется с площадкой теремной вышки.
Возвращаясь через столовую, где, по старому выражению, пел у Царя иногда только Патриарх, где подавались на золотой посуде более ста различных блюд и разносились в кованых кубках русские меды и фряжские вина; откуда царь посылал подачку со стола заслуженным боярам и любимцам своим, вы пройдете в боковую комнату и спуститесь в портретный коридор (названный так по находящимся на своде изображениям царского рода Романовых, начиная с родоначальника Филарета Никитича). Здесь ходили некогда из своих покоев русские великие княжны и царевны молиться Богу в их домовую церковь Крестовоздвижения и Распятия Господня. В этой маленькой церкви весь иконостас трудов царевен, ризы шиты по разноцветному атласу золотом и жемчугом. Истлел Распятия Господня составляет укромное место молитвы с левой стороны церкви, огражденное иконостасами в створцах под слюдой. Отсюда за резной узорочной дверью (древней работы) выход на хоры церкви Словущего Воскресения.
Возвращаясь к чугунному коридору, который составлял в старину, как мы уже сказали, сени обители семейства царского, вы повернете на южной оконечности коридора на каменную лестницу, вновь устроенную в 1837 году для стороннего входа в терема. Спустившись вниз, темный коридор направо ведет в церковь Воскресения Лазаря. Это древний памятник русского белокаменного зодчества. В летописях под 1339 годом упоминается уже об этом храме; но до 1392 года он был деревянный. В этом году великая княжна Евдокия, супруга великого князя Дмитрия Донского, построила церковь Св. Лазаря каменную, но уже приделом к храму Рождества Богородицы, находящемуся над нею.
С неизвестного времени храм Воскресения св. Лазаря был оставлен, запустел под спудом здания, завален и застроен. Только в летописях хранилась о нем память. При исправлении теремного здания в 1837 году и пролома стены по случаю построения новой лестницы он обретен, с уцелевшей внутри надписью на стене: “Ангел Господен трубит на землю”, и воззван волею ныне царствующего императора Николая I к бытию, как праведный Лазарь из гроба.
Выходя из церкви Св. Лазаря под открытое небо, вы видите низменный храм, обнесенный со всех четырех сторон зданием древнего и нового дворца. Это собор Спаса Преображения, издревле на Царском дворе. Это рассадник того необъятного царства, которого границы обнимают целую треть всего земного материка. За 700 лет на этом месте был дремучий бор, и потому существовавший здесь искони монастырь Спаса, о котором упоминают летописи под 1318 годом, принял название Спаса на Бору, точно так же как и древняя церковь Иоанна Предтечи близ Боровицких ворот носит название Иоанн Предтеча, что на Бору. В 1330 году Иоанн Данилович Калита по перенесении столицы из Владимира в Москву построил храм Спаса каменный и перевел в него архимандритию из Даниловского монастыря, основанного на берегу Москвы-реки его отцом. Иоанн III при постройке каменного двора перенес обитель Спасскую на новое место на Москве-реке, где она и ныне под именем Новоспасского монастыря; соборный же храм Спаса вместо оград и келий монастырских оградился царскими палатами.
В этом соборе покоятся мощи епископа Стефана, самоотверженно проповедовавшего христианскую религию дикому народу Перми, и здесь была усыпальница великих княгинь до Евдокии, супруги Дмитрия Донского, построившей монастырь Вознесенский.
Замечательны иконы собора: образ Преображения, ограждавший некогда крестным ходом смиренную обитель посреди леса, на крутом берегу Москвы-реки, при устье Неглинной; потом княжеский двор Георгия Владимировича в 1156 году, Владимира Всеволодовича в 1212-м, Владимира Георгиевича, Михаила Ярославича, Даниила Александровича, великого князя Георгия Даниловича, основавшего пребывание в родовом городе Москве; и наконец столицу великокняжескую со времен Иоанна Даниловича Калиты. Здесь хранится древний драгоценный оклад с образа Спаса Нерукотворного, которым Фома Палеолог благословил дочь свою Софию Фоминичну, супругу Иоанна III, а также венец с образа св. Екатерины. Кроме того, образ Сретения Господня из Сретенского собора, бывшего на государевых сенях, образ Похвалы Богородицы из храма Похвалы Богородицы, находившегося па Потешном дворе, наверху.
Обозрение древнего и нового царского двора заключится упоминанием о древнем запасном дворе или дворце, которого трехэтажное здание спускалось с горы, от угла набережной палаты и церкви Иоанна Предтечи (смотри план и изображение древнего Кремля), Кровля его составляла продолжение площади сеней дворцовых, открытую галерею и террасу, на которой был верхний сад, подобие висячих садов Семирамиды, или римских Horti pensiles. Нижний же сад лежал по скату горы, против самой набережной палаты.
На так называемом Подоле, или подгорной части Кремля, был житный двор царский близ церкви Благовещения, что на Житном дворе, существующей и доныне подле стены, между Тайницкими воротами и Водовзводной башней.
На том месте, где ныне конюшенный двор, был и древний конюшенный дворец, потом приказ, а при царе Федоре Алексеевиче — аргамачный двор19.
На месте строения, которое составляет теперь Кавалерский корпус, было отделение старого дворца, в котором также жило царское семейство. Оно разобрано за ветхостью в 1809 году; но многие еще помнят находившуюся в этом отделении Золотую Ольгину палату, расписанную по золотому полю изображениями происшествий из жизни предтекущей христианской земли: отправления ее в Царь-град, крещения, сооружения храмов, принятия послов и проч. Крытые сени этого здания соединялись с постельными сенями при церкви Рождества Богородицы; линия здания сворачивала к церкви, находившейся на сенях, и потом соединялась со зданиями древней митрополии, образуя таким образом двор, заключавший в себе дворцы сытный10, кормовой и хлебенный.
На сытном дворе хранились вина, сладкие водки, мед, пиво и различные варенья на патоке.
На кормовом была поварня стола царского, все, что относилось до варива кушанья.
Нахлебенном — все, что относилось до печенья: калачи, караваи, пироги, оладьи и вообще хлебенное и пирожное. С этих дворов отпускалось на подворья царское кормовое жалованье призжавшим в Москву послам и гостям.
Против Ольгиной палаты здание Ордонанс-гауза, принадлежало некогда боярину Милославскому, тестю царя Алексея Михайловича, и здесь был Потешный дворец. Это первый театр в России21. Царь Алексей Михайлович в числе художников и ремесленников выписал и труппу комедиантов. Боярин Артамон Сергеевич Матвеев был правителем театра, и его дворовые люди были первыми учениками театрального искусства, музыки и танцев. В рязрядных книгах 1676 года упоминается: “Была комедия в Преображенском: тешили Великого Государя иноземцы, как Иудифь Ала-ферну голову отсекла; и на органах играли немцы да люди дворовые боярина Артамона Сергеевича Матвеева”. Или: “Тешили Великого Государя на заговенье немцы и люди Артамона Сергеевича на органах и виолах, и на инструментах, и танцевали, и всякими потехами разными”. Таким образом, с этого времени проявились у нас на Масленице, по прозванию народному, голландские шуты и машкары. Чисто русские удовольствия Масленицы были: катания с гор, хороводы, игры с подблюдными песнями и гаданья, и все эти удовольствия клонились к сватовству, чтоб после Великого поста сыграть на Красной горке22 свадьбу.
В исходе XVIII столетия в Потешном дворце помещалась Кремлевская экспедиция, переименованная в 1831 году в Дворцовую контору, которая, составляя ведомство Московского Дворцового управления, помещается ныне в здании Сената и имеет при себе Московское Дворцовое архитектурное училище.
Малый Николаевский дворец
Пространство, занимаемое дворцом, принадлежало некогда Чудову монастырю; при императрице Екатерине построен был на этом месте для преосвященного Московского дом, освятившийся жизнью митрополита Платона. К приезду блаженной памяти государя императора Александра Павловича в 1817 году со всею Царскою фамилией на пепелище Москвы, чтоб воссоздать Москву, дом преосвященного отделан был для помещения его высочества великого князя Николая Павловича с молодой супругой, и в том же году ознаменовался рождением первенца — великого князя Александра Николаевича. С тех пор этот дом принял название Николаевского дворца и составляет во время приездов государя императора его величества хоромы, без особенной роскоши и великолепия, покуда соорудится и освятится новый дворец Кремля Московского. Против угла дворца, на площади, было некогда Татарское подворье, на месте которого впоследствии церковь Николы Голстунского; рядом с Татарским подворьем подворье и монастырь Крутицкий; а подле Спасских ворот — Кириловское.
Сенат
Московские департаменты Правительствующего Сената до 1790 года помещались в императорских палатах, построенных при императрице Елисавете Петровне; между тем как для них созидалось уже с 1771 года то величественное здание, в котором они теперь. Строение производилось по фасаду и планам известного архитектора Казакова и заняло место бывших между Никольскими воротами и Чудовым монастырем следующих древних зданий: Симоновского двора с церковью Введения Пресвятой Богородицы и каменной палатой, построенного в 1491 году; Новгородского подворья, двора князя Трубецкого (1626 года); конюшенного двора Чудова монастыря; церкви Филиппа Митрополита и церкви Козьмы и Демьяна.
Арсенал
Арсенал, или Цейггауз, заложен Петром Великим в 1702 году на пространстве, занимаемом в старину стрелецким Лыкова двором, подворьем Рождественского Владимирского монастыря, церковью Входа во Иерусалим, двором боярина Фед. Ив. Шереметева (в 1626 году) и двором князя Ивана Голицына (1626). Строение кончено было в 1736 году, в 1812 году большая половина со стороны Никольских ворот подорвана французами23. Окончательное исправление, внутренняя отделка и необъятный запас оружия и военной аммуниции принадлежит заботливому царствованию императора Николая I. Двухсоттысячная армия пехоты и кавалерии может облечься здесь с головы до ног во всеоружие и выйти под новыми знаменами в поле. Устройство и порядок расположения необъятного количества аммуниции и оружия не имеют себе подобных. Тут, как основное знамя русской славы, хранится знамя Петра Великого с его портретом в гербе империи; кроме того, много ветхих древних знамен полков российской армии, знамен турецких, и между прочим знамя и пищали Пугачева. Вокруг Арсенала на гранитном возвышении лежат рядами потухшие громы Наполеона — более 800 орудий всех народов, составлявших армию французскую.
Монастыри
Чудов монастырь основан в 1365 году св. Митрополитом Алексием при заложении храма Чуда Архангела Михаила в Хонех; причем построена и трапезница каменная. Церковь Чуда перестроена в 1501 году; а храм Св. Алексия Митрополита создан для обретенных в 1439 году мощей его архимандритом Геннадием в 1483-1485 годах. В 1535 году св. мощи положены в серебряную раку, устроенную великим князем Василием Иоанновичем; а в 1686 году перенесены из старой трапезной церкви и поставлены между новосозданными рядом церквами Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. Алексия. Первая составляет отделение женское, вторая — мужское. В Чудове монастыре издревле совершалось крещение великих князей и царевичей. В 1629 году крещен здесь царь Алексей Михайлович, в 1672-м — Петр Великий, а в 1818 году — государь наследник цесаревич Александр Николаевич. По освященному обычаю святитель Алексий был истинным восприемником царственных младенцев от купели, и на его лоно полагались они. Государя наследника и цесаревича Александра Николаевича передавала святителю сама бабка его, императрица Мария Федоровна.
Трофеи персидской войны, знамена и ключи от покоренных крепостей государь император посвятил святому восприемнику сына своего.
Не более двух лет, как храм Св. Алексия обновлен; вместо тяжелого иконостаса в виде горы или облака, над которым возвышалось распятие, сделан блестящий серебряный иконостас; вместо померкшей живописи — прекрасная живопись альфреско.
Вознесенский девичий монастырь основан супругой великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, Евдокией, в инокинях Евфросиньей, в 1398 году; в 1518 году, при великом князе Василие Иоанновиче, церковь Вознесения по ветхости была разобрана и перестроена, а в 1721 году, по повелению блаженной памяти императора Петра, возобновлены здания монастыря. Вознесенский храм со времени Евдокии был усыпальницей великих княгинь и царевен. В нем под спудом покоятся мощи св. Евфросиньи, двенадцать гробниц цариц, пять гробниц великих княгинь, шестнадцать гробниц царевен, гробница великой старицы Иулиании, матери царицы Анастасии Романовны, супруги Иоанна IV, из рода Захарьиных, и несколько гробниц рода Салтыковых.
Церкви при монастыре: Преподобного МихаилаМалеи-на и Великомученицы Екатерины, последняя перестроена в готическом вкусе в царствование императора Александра.
Кроме того, в древности были на монастыре церкви, обращенные в приделы: Великомученика Георгия, Великомученика Дмитрия Селунского, Св. Феодора и Казанской Богородицы.
Колокольня Иван Великий была издревле общей колокольней храмов кремлевских. Первоначально создана в 1329 году великим князем Иоанном I Даниловичем Калитой с церковью во имя Св. Иоанна Лествичего, или спасателя, лествицы, на память рождения сына Иоанна в день, празднуемый сему святому. В 1508 году эта церковь, называвшаяся Иоанн Святый иже под Колоколы, перестроена Алевизом при великом князе Василии Иоанновиче. Колокольня же в том виде, как она есть, довершена постройкой во второе лето правления Бориса Годунова и, без сомнения, начата в царствование боголюбивого и богомольного Феодора Иоанновича. Таким образом, распространившееся предание о постройке этой колокольни Борисом Годуновым во время голода, для прокормления народа, есть мнимое. Колокольня кончена в 1600 году24, за год до неурожайного года (1601) и за два и более до совершенного голода или меженины, когда Борис, по преданию, основанному только на нижевыписанных25 строках летописи Никоновской, предпринял каменное дело для пропитания рабочего народа в Москве.
На этой колокольне некогда висел 70 00-пудовый Царь-колокол, называвшийся также Старым Успенским и Воскресным. В 1736 году он перелит в 12 000-пудовый, но в 1737 году во время пожара отбило брусом от края его глыбу. В 1836 году, по повелению государя императора Николая I, он изъят из литейной ямы, в которой оставался в продолжение ста лет, поставлен при колокольне на гранитном подножии и осенен крестом.
Замечательны также были на этой колокольне три древних колокола корсунских; но они также перелиты после пожара. На большом надпись: “Божиею милостию, повелением Царя и Государя В. К. Ивана Васильевича всея России Самодержца, перелить сей бысть колокол корсунской, лета 7067 (1559); переливал мастер Нестер Иванов сын Исковитинов; весу 40 пуд”. Может быть, это были памятники взятия Корсуня (Херсона) Владимиром в 988 году, когда он вывез оттуда два медных капища (бюста) и четыре медных коня. Но вероятнее, по незнанию литейного искусства колокола для храмов киевских в древности выписывались из Херсона.
Оружейная палата. Это здание построено при Императоре Александре в 1806 году на месте бывшего Троицкого подворья. Здесь хранится драгоценная утварь древней царской казны, доспехи и оружие старых времен.
Отчетливое описание сокровищ этого русского музея составляет вторую часть “Достопамятностей Московского Кремля”.
На устроенной гранитной платформе при Оружейной палате стоят с 1833 года на чугунных лафетах древние громадные орудия. На правом углу Царъ-пушка, вылитая в 1586 году, при Феодоре Иоанновиче, русским мастером Андреем Чоховым; весу 2400 пуд. На левом углу пищаль в 779 пуд. Для пищалей Аспида, Троила, Гамаюна и проч. изготовляются также чугунные лафеты.
Эти древние орудия стояли некогда на устроенной батарее против Константино-Еленинских ворот, через которые в старину русские войска выходили на защиту отечества.
Примечания автора.
1 Многие производят слово кремль от татарского кермень — крепость; но Новгородский кремль в 1115 году существовал уже под названием город кромный; Псковский кремль искони назывался кромом, Московский — кремником. Кремль собственно значит храмовый город, храмовое место, то же, что галлийское слово cromla или cromleach — храм, lieu consacre au culte divin, то есть священное место для божественного культа (фр.). В Псковском кромле были кладовые товаров и погреба. Новгородские храмы во время Ганзы служили также кладовыми товаров, откуда в немецком и вошло в употребление слово кгат — кладовая, место склада товаров. Так как храмовые места искони составляли крепости, то и татарско-турецкое слово кермень вошло в употребление от русского кром, кромный во время торговых сношений русов с Востоком.
2 “In magna пас civitate, quae istius regni capul esl, plusquam quadringenla habenlur ecclesiae, el mercatos VIII” (В этом крупном поселении, которое является столицей всего царства, имеется более сорока церквей и рынков). Ditm. cliron. (967-1028).
3 “Oslragard Rusziae, cujus Metropolis civites Chive, aemula sceptn Constantinopolitani, clarissimum decus Graeciae” (Острагард Руссии, гражданами столицы которой являются хивы, венец скипетра Константинополя и прекраснейшее украшение Греции). Hist. Eccles. I. II. c. 13.
4 De rebus-publicis Hansiaticis. loh. Ang. Werdenhagen. 1641 part. VI. rap. XVIII.
Много веков Новгород был предметом удивления, Богатством его едва равнялись богатства Рима. Знаменит был славой и подвигами, обширен зданиями и стенами.
Цветущий в европейской торговле, могущий в бранях,
Он был ужасом народов, и поговорка его
Произносилась с трепетом:
“Кто против Бога? Кто против Новгорода?
Кто дерзнет противиться твоему могуществу?”
5 “Tanlum regi deferens el argenti, et vestium praetiosarum et nulla retro memoria tantum regno Tentonico una tempore illatum referalur” (Настолько он отличался от царя и обилием серебра, и роскошью одежд, и никогда, как говорят, на памяти живущих не приносилось в Тевтонское царство единовременно столько драгоценностей).
6 В нашей Архангелогородской летописи сказано: “В лето 6713 (1205) приидоша немцы венедицы фрязи на Царьград и в пору свою уставиша, и царя своего Мирчуфла, и держа Царь-град 2 лета и 2 месяца 10 дней, и пограбя Царьград и церкви и прочь пошли”.
7 “Престолом Мономаха” или “Мономаховым троном” называют царское место, устроенное в 1552 году для молодого самодержца Ивана Васильевича Грозного. При нем и позже оно было священным для русской монархии, вплоть до ее свержения в начале XX века. — Сост.
8 При рытье фундамента Нового дворца открыты в земле три слоя деревянных мостовых и многие признаки бывших на этом месте пожаров. По направлению от церкви Спаса на Бору к Москве-реке отрыт деревянный частокол.
9 Этот дворец, которого модель хранится в Оружейной палате, был заложен 1 июля 1775 года. Основный камень с надписями на медных досках положен был на месте Тайницкой башни. Строение было начато, но оставлено, и материал употреблен на поправление кремлевских стен.
10 В древних разрядах называются они большими Государевыми воротами. Они были двухбашенные и с двумя проездами; на створах были огромные золотые орлы — герб государственный; почему они и назывались гербовыми, а по преданию — золотыми.
11 Означенные латинскими буквами между лучами креста: D.S.F.R., т.е. Domine Salvum Fac Regem (“Боже, царя храни”).
12 В зимнем саде помещаются большие померанцовые деревья, предназначенные для украшения парадных зал во время торжественных празднеств.
13 Отсюда переход в новое здание, устроенное вдоль стены, для придворных чинов.
14 Смотри указ царя Михаила Феодоровича 1626 года окольничему князю Григорию Константиновичу Волконскому о росписании улиц в Кремле и Китай-городе. Хранится в Архиве иностранных дел.
15 Эта лестница, составлявшая выход из терема на задний двор, открыта при исправлении каменных стен части терема при церкви Словущего Воскресения в 1840 году, и по представлению Московской дворцовой конторы его светлости князю Петру Михайловичу Волконскому государь император соизволил повелеть возобновить этот древний выход из терема, служащий историческим доводом причины, по которой Самозванец принужден был выброситься из окна против задней лестницы, по которой он надеялся спасти себя от преследования.
16 Рисунки, сообразные древним образцам, составлены академиком Солнцевым. За архитектора был Архит, помощник Герасимов.
17 Еще памятен некоторым находившийся на террасе под красным окном терема челобитный столб.
18 “Тояж весны (1508) князь великий Василий Иванович велел вокруг града Москвы ров делати, камением и кирпичем, и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину”. Лет. по сп. Никон. 4.6. Стр. 182.
19 Аргамак — татарск. слово — верховой, породистый конь.
20 Сытный двор — от слова сыта и соты медовыя.
21 В селе Преображенском также был театр.
22 Первое воскресенье после Святой недели.
23 Никольская башня также была взорвана, но чудным образом не только уцелел образ Николая Чудотворца, находящийся над проездом, но как будто не чувствовал потрясения — даже стекло осталось цело и невредимо.
24 Надпись под главою: “Изволением Св. Троицы, повелением Великого Госуд. Царя и В. К. Бориса Феодоровича всея России Самодержца, и сына его Благов. Вел. Госуд. Царевича Князя Фео-дора Борисовича всея России, храм совершен (т.е. кончен) и позлащен во второе лето Государства их 108 (1600) году”.
25 “Видяж Царь Борис такое Божие прогневание и повелел делати каменное дело многое, чтобы людем питатися и сделаша каменныя палаты большия на взрубе, где были Царя Ивана хоромы”. Эти каменные палаты, без сомнения, составляли памятные еще многим каменные палаты Бориса Годунова, стоявшие до начала этого столетия против келейного здания Чудова монастыря.