Главная » Очерки Московского быта » Художественная жизнь ​Москвы​ [в 1909 году]. Лукомский Георгий Крескентьевич

📑 Художественная жизнь ​Москвы​ [в 1909 году]. Лукомский Георгий Крескентьевич

Лукомский Георгий Крескентьевич
“Аполлон”, № 5, 1909

 

Художественная жизнь ​Москвы​

 

Выставки, театральные постановки, балы, ​кабаре​, лекции, посвященные пластическим искусствам, ​богатейшие​издания и уличные листки, грандиозные новые доходные дома, выдержанные, стильные особняки, панно и фрески в ресторанных залах, огромные плакаты кинематографов и стилизованные рекламы магазинов…

А все вместе совсем не убеждает в том, что мы возвращаемся к забытому культу красоты, что нам “н_у_ж_н_о” искусство, не показывает интереса и уважения у публики к художнику, к его работе, его жизни! Развитие искусства идет помимо общественного, тем более государственного попечения. Творчество большинства художников — вне приложения, вне спокойной уверенности в том, что труды их “понадобятся”. Даже более изысканный спрос на изделия мастерских Строгановского училища, “Муравы”, “​Талашкина​”, “​Абрамцева​”, Московского кустарного склада — капля в море по сравнению с равнодушным потреблением фабрикуемого уродства.

Как мало людей (имеющих все данные, обладающих всеми средствами) заботятся о действительно красивом в жизни. В лучшем случае, внешняя красивость — и сойдет.

Много анализа, но нет стремления к “созиданию”, нет стиля, нет “​картинности​” жизни. И особенно мало реагируют на искусства ​пластические​высшие классы общества. “Выставочная публика” на половину состоит из учащихся, на половину из специалистов. И сколько дворцов, особняков, богатых квартир, населенных претендующими на обладание изысканным вкусом и наполняющими комнаты самым вульгарным “художеством”!

Старина мало им известна, современное искусство — чуждо.

И эта пропасть между публикой и художниками, главным образом, велика как раз в той области, где было еще не так давно стремление к любовному сближению с творцами, было проявлено к ним столько уважения и доверия.

За границей культурная психология людей спасает до некоторой степени искусство от полного упадка; самоутверждение, самомнение, вместе с национальным тщеславием, поддерживают любовь к старине, помогают развитию новых течений.

Изучение больше всего самих себя — замкнутость, противоположная нашему космополитическому умению проникнуться духом всех стилей и всех эпох,– это бодрое отвоевывание прав на преобладание своего искусства (посмотреть только, какая борьба идет сейчас у немцев с французами, споры о присвоении себе начал готики, закончившиеся только исследованиями ​Шуази​, доказавшими, что первоисточники этого стиля занесены из Сирии и Персии крестоносцами) так противоположно нашему постоянному самобичеванию, нашей неудовлетворенности, требовательности выше всяких мер. В России нет терпимости к новому слову, начинанию; нет поддержки — ни в материальном, ни в нравственном отношениях; выискивание мелочей, бездарные придирки создают отрицательное отношение даже к признанным за границею русским достижениям. А к этому еще присоединяется поголовная вздорность какого-то традиционного понятия “бомонда”, что иностранное искусство и в наше время неизмеримо выше русского. Тут нужна какая-то всеобщая перестройка жизни, нужен какой-то очень сильный толчок, чтобы сбить сразу всю эту закоснелость предрассудков; нужна и долгая работа по воспитанию массы, и особенно в её аристократической части.

Однако, в московской художественной жизни дело обстоит, пожалуй, благоприятнее, нежели в других городах.

Выделяются имена крупных меценатов, создававших и создающих вокруг себя небольшие кружки, и выходит из них не мало очень даровитых художников. Но искусство неизбежно отражает общую заброшенность культа красоты. Быть может, здесь нужен совсем иной подход? Совсем иной — чтобы указать людям те переживания, на которые они не способны по своей слабости, чтобы увлечь их в “чудесный сад”, заглянув в который они поняли бы, какою уродливою жизнью живут?

И не нужно убеждения “от противного”. Метод Т. Heine — укор, насмешка, сатира — не тронет самоуверенную толпу (№ “​Сатирикона​” “О пошлости”). Чтобы люди смогли усвоить открываемое им красивое, нужно воспитание вкуса,– а это дает традиция, и только на основе завещанного нам веками достояния надо строить новое искусство. Да будет этот антиреволюционный — “​аполлонический​” принцип нашим лозунгом. Стремление к ретроспективности давно уже заметно в кругу наиболее талантливых и “спокойно” передовых художников. И этот поворот к изучению и совсем особому перевоплощению старины привлекает многих приверженцев.

Все больше и больше на наших выставках опытов, в которых за отправную точку избраны — искусства предыдущих эпох, от архаической (​Бакст​, ​Коненков​) до недавно-минувших (романтический пейзаж на выставке Московского Т-​ва​Художников в этом году).

В центре новых течений остаются все те же бодро и уверенно идущие вперед в своем развитии художники “Союза” (о, конечно, не все!), опирающиеся на заветы прошлого, признающие логику​преемственности​ ​Бакст​, ​Бенуа​,​Лансере​, Добужинский, Сомов, ​Рерих​,​Судейкин​, Стеллецкий и др.– и постепенно увеличивается успех этой части художников. В нынешнем году наибольшее количество публики посетило именно “Союз”. Только самые молодые все еще не верят в необходимость для существования искусства общения публики с художником и отрицают всю историческую важность этой зависимости. И поэтому они не только не помогают своим старшим ​собратьям​в деле развития и постепенного приручения “дикой” публики, но даже отпугивают — бедную, испорченную, не знающую, чему верить, толпу — приемами, ничего общего не имеющими с искусством, как его понимали до сих пор тысячелетия.

Сезон московской художественной жизни, определяющийся небольшим периодом — от Рождества до конца января — в этом году заключал тринадцать выставок. Из них три — “Союз”, “Товарищество” и “Передвижная” — очень ​большие​по количеству выставленных работ.

“Союз” расположился в помещении Литературно-Художественного кружка. Приветливо, уютно, но, к сожалению, совершенно не приспособлено для выставки. Популярность этого помещения, однако, содействовала успеху “Союза”. Залы кружка помнят исторические рефераты и еще более “​исторические​” прения. Здесь же перебывало столько разных юбилеев и торжественных чествований. И — публика толпой шла на выставку, разместившуюся, как довелось, в ей знакомом и дорогом “кружке”.

Петербургу, да и вообще художественной публике, большая часть картин знакома по выставкам “Салона” и “Союза” 1909 г. Из нового материала — только работы петербуржцев (за исключением очень немногих) представляют выдающийся интерес.

Некоторые художники представлены очень полно (​Бенуа​, Добужинский,​Юон​, ​Серов​) или даже выделены в отдельные комнаты (​Рерих​, ​Суриков​).

Но если радуешься основному содержанию выставки — в её центре (​Рерих​ — 64 №№, ​Бенуа​, и др. петербуржцы “ретроспективисты” и такие москвичи, как — ​Серов​, ​Юон​),– то невольно удивляешься, к чему столько балласту в виде работ (“правой” стороны) москвичей-пейзажистов (кроме ​Крымова​), изображающих все те же холмы да лесочки, почему так случайны работы “левой” стороны (Феофилактов) и почти вовсе нет отражения окружающего художников пейзажа города, “быта” мещанства и мира аристократизма, который можно и пора представлять, но, конечно, в таком же благородном художественном преображении, в каком изображает крестьянство — Б. Кустодиев. Исторический жанр: работы А. ​Бенуа​, ​Сурикова​,​Иванова​ и А. Васнецова. Но ​Суриков​дал только подготовительные наброски, Иванов — слишком близок во всех оттенках творчества своего к “передвижническому” пониманию, А. Васнецов — в этом году окончательно плох. Таким образом “Выход Императрицы Екатерины в Царском Селе” Александра ​Бенуа​ — единственная большая историческая “картина” на выставке.

Залы знаменитого растреллиевского дворца, увешанные картинами. Богатые карнизы, пилястры, наличники. Разукрашенная толпа притихла, и торжественно-величаво выступает Екатерина. Вдали — анфилада комнат… и столько блеска, столько красоты эпохи! Другая картина А. ​Бенуа​– “Помещик в деревне”. Летний день, облачное небо, зеленые купы деревьев,​трельяжные​ беседки, макушки церквей; в саду на песке ​детские​ колясочки, бабы работают в огороде. Сельская идиллия конца XVIII века: на террасе — прохладные тени; изнеженный, отдыхающий помещик забавляется с челядью. Тихая, лучистая поэзия барского бытия — и правдивость “​художнически​” переданного быта, и в этом отличие от неумелых в рисунке и безвкусных в выборе красок картин ,семидесятников’. Выставлены еще эскизы декораций А. ​Бенуа​ к “Павильону​Армиды​”, из которых особенно хороша купольная ротонда,– пейзажи “​Лугано​”, на которых зеленые горы отражаются в зеркальных водах озера; “общие виды” приближаются по мастерству к Тёрнеровским. Еще — “​Сорренто​”, церковный “intérieur” в Бретани и чудесный архитектурный набросок церкви в​Компионе​, выполненный с большим чувством красок и формы.

Театральные декорации: у Н. ​Рериха​нет больших холстов, как в прошлом году на “Салоне”, но художник представлен очень разносторонне. Здесь и декорационные постановки (“Князь Игорь”, “Псковитянка”, “​Валкирия​”), и архитектурные этюды, н пейзажи, и эскизы для мозаичных фресок и панно. Особенно красивы эскизы декораций: к “Князю Игорю” — ​струящиеся​ к небу испарения, внутренность палат; к “Псковитянке;” — “Шатер Иоанна Грозного” — малиновая завеса, за приподнятым краем которой виден чудесный бледно-зеленый холмистый пейзаж; к “Снегурочке” — морозная, звездная ночь, и в котловине — занесенная снегом, мерцающая огоньками сказочная деревушка. М. Добужинский представлен, главным образом, рисунками постановки “Месяца в деревне”. Декорация 2-го действия — “Пруды” — осуществлена на сцене иначе, “Диванная” одинаково великолепна и на рисунке, и в декорациях. Костюмы очень продуманы, строго документальны и тонко-красочны. Выставлены еще рисунки Добужинского к повести С. А. Ауслендера “Ночной принц”, для 1-го номера “Аполлона”, и несколько работ с прошлогодних выставок “Союза” и “Салона” (“Мост Tower”, “Провинция”, “У ​Чернышева​ моста” и др.).

И. Я. ​Билибин​ дал только работы для постановки “Золотого Петушка” на сцене театра ​Зимина​ в Москве.

В небольшом размере рисунки декораций пленяют строгою графичностью приема, фантастикой, ​ярко-цветною​ сказочностью. Костюмы, разнообразные по замыслу, радуют глаз красочными сочетаниями (Звездочет, Шемаханская царица).

Чтобы закончить о театральных постановках — несколько слов о Стеллецком, выставившем эскизы декораций к “Царю​Феодору​” (бывшие в “Салоне” 1909 г.), до сих пор не осуществленных. Райская красочность в сочетаниях бледно-голубого, матово-розового с остро-зеленым. Перспективные условности старинных икон и рисунков-лубков, крутые​шашчатые​ крыши, площади ​широкие​, петушки раззолоченные, деревья ​перистые​– все вместе говорит об очень благородном понимании русского архитектурного пейзажа XVI–XVII веков.

А. ​Головин​, С. ​Судейкин​отсутствуют в этом году совсем; ​Бакст​дал только “Античный ужас”, ​Врубеля​– на выставке: “Ангел” и “Портрет”. Портреты: у К. ​Сомова​ портрет М.​Кузмина​ — редкой нежности рисунка; автопортрет совсем строгий, но может быть несколько субъективно по сходству понятый, и — молодой девушки.

У В. ​Серова​ изумительный портрет Г-​жи​ Олив — очень характерно понятый женский тип русского аристократизма; А. П. ​Павловой​ — интересный, как рисунок для плаката: на большом синем листе — силуэт стройной, несколько застывшей в позе и без легкости в полете, фигуры артистки; портреты Г-​жи​​Цейтлин​ и св. кн. ​Ливен​ — выработанные с обычным для ​Серова​ мастерством и серьезностью работы. Б. Кустодиев выставил немного: “Портрет жены художника”, очень красивый по сочетанию белых березовых стволов с яркими цветами платка, “Модель” — показывающую в авторе опытного мастера обнаженного тела, и — интересно задуманных “Детей”.

Жаль, что нет работ того характера, который ставит Б. Кустодиева на первое место, как ​изобразителя​ крестьянского быта. Ведь до него только ​Рябушкин​подходил так же художественно к этой опасной теме, но Кустодиев более современный мастер, и яркая румяная цветистость ярмарок, ларчиков,​ситцев​, хороводов, рябинок, острое умение передать наиболее типичный склад великорусского лица с бледными матовыми глазами, растерянным или ласковым взором, “топорность” фигур, жестов, плеч, рубах, подлинная типичность, — повторяю, — заставляет на него возлагать​большие​ надежды, как на ​изобразителя​простонародного быта. Много работ Л. О. Пастернака, несколько однообразных по приему. Нет его лучших женских или детских портретов. А ​такие​ ​большие​вещи, как портрет ​Ключевского​, ему плохо удаются.

К. ​Коровин​ — рваный, бурый в этом году. Портрет гр. ​Комаровской​значительно проигрывает от подозрительной красочности. Я. Ционглинский со своими портретами — какое-то недоразумение на “Союзе”! “Индия”, “Сахара” даже не занятны по пятнам красок.

Портреты ​Дурнова​ — очень горячие, смелые. “Мальчик” и “Букет роз” — написаны с большим умением. Юрий Репин — еще очень не ровен.

Жанр бытовой на выставке — в работах​Юона​. У него большое умение отмечать интересность и национальность в чертах жизни — уличной, кабацкой, балаганной, ярмарочной или фешенебельной (“Дворянское Собрание” в прошлом году), с другой стороны — нет остроты и чуткого умения в передаче отдельных лиц: фигуры у него только как части толпы, как отдельные пятна на полотне, но в этом обобщении пейзажа с людьми — его особенность.

Очень интересна в нынешнем году “Ночь” ​Юона​ в желтых тонах газового освещения — черные силуэты людей. И если Кустодиев — певец красоты быта крестьянского, то ​Юон​ –​изобразитель​ уездной мещанской жизни, пригородных кварталов, трактиров с резными петушками, вывесками.​Суриков​,– как я уже упоминал,– дал ряд неприятных подготовительных портретов к картинам. Незаметно пока, чтобы это было большим приобретением для “Союза”.

​Малютин​ в нынешнем году — разбросанный; нет и “сказки” в его работах.

Intérieur’ы Средина слабее, чем в предыдущие годы, ​Линдеман​ — еще более под влиянием Cari Larson’а, а работы ​Луговской​-​Дягилевой​– похожи на “intimités” Vuillard’а; перспективно очень ​не выработанные​ — они заключают, однако, некоторую интересность в умении передать ​пошловатость​ буржуазной обстановки.

Пейзаж — очень обилен на “Союзе”, но, к сожалению, только немногое побуждает к тому, чтобы сказать о нем подробнее.​Остроумова​-​Лебедева​ дала несколько чудесных “деревянных гравюр” и большой пейзаж ​гуашью​: “Парк”.​Рылов​, на этот раз несколько едкий, острый, и в своей, свинцовости’ случайный, как и Анисфельд, давший пейзажи очень нежные, но, как будто, из числа его давнишних работ.

​Крымов​ возбуждает много толков. От приема нежно-дымчатого, анемичного, в своих крымских пейзажах — когда только роза горела на фоне белесоватых равнинных далей перейдя через старых голландцев, он идет прямо к Питеру ​Брегелю​. В жесткой силуэтности деревьев, в смуглой румяности красочных пятен начинают проглядывать элементы живописи знаменитого “мужицкого” художника.

Но ​Крымову​ удается создать и настроение (да простится мне это слово) атмосферы — “трескучий” мороз, скрип полозьев, сгущенные клубы дыма (его прошлогодней “Зимы”) и теплый летний день в глинистых рыжих обрывах — все это передано очень талантливо и совсем особенными средствами. Пейзаж исторический — у ​Петровичева​, видящего в сизой дымке “старинку” иконостасов, куполов, монастырских стен.

Многое — от “​Рериха​”. Есть иногда ненужность в синеве построек, а иконостасы мерцают не тем светом.

А. Васнецов дал очень плохой рисунок “реставрационной” деревянной Москвы и удивил “всю Москву” двумя большими пейзажами летнего дня с листвой покрасневшей кленовой ветки на первом плане.

Ю. Жуковский в своих пейзажах иногда бывает приятен (“Окно”), но есть все же какая то академическая “​построенность​” в его работах. И видно, художник не решается освободиться от неё. Однако, много знания, техники в передаче воздуха, отражений в вод и т. п.

Архипов передал чудесные малиново-дымчатые тона церквей, занесенных снегом. Переплетчиков по-прежнему безнадежно воспевает север, реки многоводные, “травы полевые”.

Переплетчиков, Мамонтов, Аладжалов, Бар. ​Клодт​, ​Виноградов​, Степанов — все почти одного склада живописцы, лишь с разными отклонениями в сторону света, солнца или сумрака. Почему они должны быть в “Союзе”? Работы их очень легко могли бы быть перенесены и на передвижную выставку.

​Досекин​ изображает intérieur готической церкви, сюжет новый для нашей живописи. У ​Сапунова​ — цветы, все в той же “пушистой” манере. Впрочем, в его “театре” есть много интересного — занавес, тени…

Феофилактов случаен и, в конце концов, не характерен даже в изображении женщины “современности”.

Скульптуры больше, чем обыкновенно полагается на выставках. ​Коненков​, очень глубокомысленный и совсем непритязательный в своем архаизированном приеме, выставил ряд интересных работ. “Старенький ​старичок​” (деревянная скульптура) — образец нового приема, в который верит художник, что он единственный, р_у_с_с_к_╕_й до конца.

В мастерской у художника — громадные, навевающие сказки, кряжи берез, лип, дуба… Материал уже живет своею жизнью. В руках художника он преображается в божество. “Юноша”, покрытый налетом окисей и ​изрытостей​, как раскопки древнейшего периода,– портрет мальчика Рязанской губернии. ​Коненков​ умеет почувствовать сквозь все реальные видимости глубинные первоосновы. “Голова девочки” ​Голубкиной​: тонкий рисунок, нервная, чуткая техника лепки, особый поворот, обрез — вся совершенна и запечатлевается надолго.

​Судьбинин​ — очень умелый, знающий, но не совсем “тонкий” художник;​Собинов​ почему-то изображен атлетом, из других работ лучшая “Юность”.

Кустодиев — очень интересен в бюсте женщины с острым, неприятным лицом.

Московское Товарищество Художников соединилось в этом году с Петербургским “Новым обществом”. В некоторых частях — выставка вполне сравнивается с “Союзом” и направлением, и талантливостью работ. Я имею в виду — фантастически-суровые пейзажи​Богаевского​, архитектурные проекты А. В. ​Шусева​, В. А. Покровского, портреты​Бобровского​, романтические пейзажи​Токарева​ и ​Иванова​. Но имеются еще ​многие​ ​другие​ ​хорошие​работы.

Пять больших холстов ​Богаевского​, из которых некоторые известны по “Салону”, и воспроизведены в “Аполлоне”, безусловно самое завлекательное из всего созданного в пейзаже после ​Левитана​.

Построением и распределением зеленых масс деревьев, светлых облаков, нагромождений скал, упругих ​холмистостей​или каменистых обрывов, и редкой “музыкальностью” содержания выражающейся в сдержанной “​гобеленной​” красочной гамме, иногда почти однотонной, но очень звучной, картины ​Богаевского​самые чарующие пейзажи в современной русской живописи. Их мало ценят пока (как и работы покойного ​Мусатова​), приобретают лишь очень немногие частные покупатели.

Но холстам ​Богаевского​ давно уже место в музеях.

Пейзажи романтического направления Тока рева и А. ​Иванова​ не очень своеобразны, но тем не менее они открывают пути к новым колоритным увлечениям, к новым построениям картины.

В работах этих художников коричневая дымка застилает ​громоздящиеся​облака, вечерняя туманность ложится на берега и озера. А. ​Ясинский​ дает городской пейзаж — площади, запруженные подводами, улицы с мерцающими сквозь синюю мглу окнами. Л. Браиловский — историк сказочник. Архитектор ушел — от пошлостей жизни, от напрасных недостижимых стремлений к осуществлению замыслов нового строительства — в фантастику и грезит замками, жизнью храмов, процессий, обрядов. Несколько нарочиты фигуры. Архитектурный пейзаж удается ему лучше.

Портреты ​Бобровского​ отличаются от многих изображений современной женщины — деликатною нежностью и какой то ароматностью в тонах атмосферы, окружающей его дам, девочек, хрупких, тонких с большими грустными глазами.

“Intérieur” (портрет дамы в белом) ему удается меньше. Но зато пейзаж (“Берег”) полон влажного осеннего воздуха, грустной элегичности бытия; чудесно небо, отраженное в спокойных, глубоких водах озера, далекие склоны, покрытые лесом, тихая фигура мальчика.

Работы В. ​Владимирова​ (совсем неожиданно-талантливые) построены на исторических переживаниях и показывают все чаще проявляющийся у художников интерес к новому “быту”, взятому под особым углом зрения. “А. ​Дюрер​” слишком ​компилятивен​, в “Маскараде” много острой характеристики, красивы красочные сочетания.

Запечатлены историей суховато-точные, но благородные рисунки Д.. ​Кардовского​, известные по петербургским выставкам и ​воспроизведениям​ у ​Кнебеля​; также — ​итальянские​, архитектурные впечатления ​Ноаковского​ ​синтезирующие​фантастику и реальные впечатления разных городов и эпох.

Рисунки ​Ноаковского​, выполненные быстрой энергичной манерой blanc et №ir,​импрессионистически​-самобытны и точны; этого нельзя сказать об итальянских набросках ​Орлова​, мало самостоятельных и не точных. Интересен рисунок ​Замирайло​”Ночь” — женщина с тянущимся к ней змием. Хорошие пейзажи у ​Зарецкого​.​Петров​ дал какие-то слишком засушенные и выписанные этюды, а ​Лентулов​, в​противоположность​ ему, безумно-горяч и хуже — разнуздан. Вызывает вполне незаслуженные восторги — вульгарный Татевосянц; изредка занятны работы (“Портрет”, “Апельсины”) Екатерины Гольдингер и прискучила посмертная выставка ​Фокина​. “Intérieur” Средина, рисунки постановки “Ню” О. ​Дымова​ ​Евсеева​, чудесные наброски Шарлемань, иллюстрации и цветы Чемберс ​Билибиной​, мастерски-выработанные​графические​ работы ​Нарбута​, приятные “vernis-mou” и ​монотипии​Е. ​Кругликовой​, ​проекты​вышивок-​гобеленов​ и иллюстрации к сказке о “Мертвой царевне” Р. Браиловской — украшают выставку и придают ей необходимую полноту работ разного рода приемов. ​Архитектурный​проект академика В. А. Покровского — “Военно-исторический музей”, известен по “Салону” и многим​воспроизведениям​.

Очень полно представлен архитектор А. В. ​Щусев​. Здесь и новый вариант церкви на ​Куликовом​ поле, и Почаевский Собор, и церковь, что построена теперь на ​Ордынке​. Скульптура ​Голубкиной​– еще более интересная, чем на “Союзе”. В провалившихся глубоких глазах, в​неправильностях​ линий носа, бровей, в этих бледных тенях, скользящих по лицам крестьянских девочек, столько поэзии, характера, быта, расы, столько непревзойденного горя, мучительного долгого горя…

Деревянный бюст неприятен жесткостью. Чудесный взгляд в глазах “Головы” (серебро) В. ​Поповой​; её “​племяши​” более ​обыденны​, но — совсем особенная “paline” керамики. ​Крахт​ стал совсем банальным по приему — в своем устремлении к синтетичности.

Очень нехорошо издан каталог. Так печатают ​прейскуранты гастрономических магазинов.

Выставка в общем оставляет впечатление молодых, вдумчивых исканий, не установившихся еще до канонов, но и не выходящих “за пределы”, как аберрации участников “Золотого Руна”.

Дом ​Хлудова​ на углу ​Рождественки​, близ Театральной площади,– весь из громадных зеркальных окон, залеплен аляповатыми вывесками, увешан флагами, желтыми, зелеными; в нем много контор, распродажа “остатков”, два кинематографа, заезжий австралиец, выставка “райских” птиц, и две выставки картин: “осенняя” петербургская (​Ауэра​) и “Золотого Руна”. Помещение выставки “3олотого Руна” убрано со вкусом: приятные коричневые ковры, цветы, буфет, и доносятся звуки приятной музыки (здесь же — “птиц показывают”).

Публика — растерянная и робко перешептывающаяся, или слишком развязная — смеющаяся. Разглядывают друг друга, думая увидеть частников выставки…

Из общего состава прежде всего надо выделить Н. ​Ульянова​ — очень серьезного, вдумчивого портретиста и искателя новых разрешений красочности (“Качели”, “Портрет Бальмонта” — должны бы были висеть на “Союзе”), и Н.​Гончарову​, самобытную художницу. Почти все остальное очень поверхностно, случайно или шаблонно; почти все остальное придумано, скопировано или подлажено под крикливые иностранные образцы.

Неизбежна преемственность для развития искусства. Приемлемо и влияние. Но обидно становится за этих “молодых” москвичей: как неумело “богам” своим поклоняются, и как не зорко, не быстро за ними следят!

Если Van-Dongen, Matisse, Manguin и др.– “​последние​” искания для Москвы, то, ведь, в Париже они уже не ​последние​. Сами мэтры в этом году в “Salon d’Automne” вдруг сделались скромнее, и если бы видели участники “Золотого Руна”, какими стали глубокими и выдержанными эти самые Kees van Dongen (напр., портрет “Femme en №ir” № 430), Manzana-Pissarro, Manguin (в рисунках от № 1089–1095), Guérin и др., и тут же рядом — какими смешными, попавшими “в ​тупичок​” кажутся все “подмангэнцы” и “подматиссики” (несть им числа, и все больше из России)! Тем более “грустна” эта отсталость моды у москвичей.

П. ​Кузнецова​ — уродцы его выросли и “балуются” с лохматыми, грязными собаками. Не оправдал Кузнецов надежд! Теперь это ясно. Нельзя сказать этого о ​Сапунове​, Анисфельде и ​Ларионове​, но и в их работах на выставке “3олотого Руна” не чувствуется поступательного движения. ​Фальк​ тоже был гораздо интереснее в прошлом году на “Салоне”.​Тархов​ на выставке — обыкновенен.​Кончаловский​ представлен худшими холстами.

От стен, увешанных такими большею частью “несовременными” полотнами, тянет подойти к окну и смотреть на башни и церковки ​кремлевские​, на жизнь улицы, на огни, толпу, снующие вагоны; и больно-больно становится за даром​гибнувшие​ силы, за нашу русскую отсталость, за игнорирование всех неизведанных национальных источников.

“Передвижная” выставка по обыкновению — в историческом музее. В общем — очень заметно отступление от прежних идеалов… Значительно меньше тулупов и лаптей. На их место вводятся попытки новых толкований, новые живописные задачи. Но, Боже, какие результаты! Сколько пережила история живописи за последние 20–30 лет. И все это оставалось в стороне от передвижников. А теперь смешат запоздалые, по отношению к “последним словам”, попытки “пустить краску”, “настроение”. И вот у​Богданова​-​Бельского​ голая натура на фоне природы, у А. ​Маковского​претензии на графическую стилизацию. Сколько вопиющего безвкусия в передаче ботинки девочки, ленточек, шарфа… Вольничает Шемякин. ​Банальничает​​Нилус​.

А. Попов работает под прежнего “Кустодиева” — каким этот художник был еще в Академии.

Есть приличные работы ​Туржанского​,​Петровичева​, Жуковского, ​Никифорова​.

​Репинские​ портреты Рубинштейна — интересно задуманный, но тусклый в фоне (газовое освещение) и Менделеева — все же подтверждают большое мастерство нашего мэтра, упорно не желающего покинуть передвижническую богадельню.

Но в “Дуэли” только мелькает кое-где дарование Репина. Костюмы, сочетание пейзажа с фигурами, жесты — неудачны. Все это теперь многие умеют “сделать” гораздо лучше.

Выставка “Группы художников” на Кузнецком Мосту, над магазином Дациаро, имеет вид отделения этого магазина и состоит из работ некоторых недавно кончивших, кончающих или еще только посланных за границу “академистов” С.-Петербургской Академии Художеств. Такова уже “счастливая” судьба этих художников — попадать сразу в лавочку. В окне одного магазина кофе (как 1-й приз) выставлена картина С.​Колесникова​, а в Москве отведены под выставку как бы запасные, темные комнаты магазина. Куликов, ​Фешин​, ​Бродский​,​Грабовский​, ​Горелов​, Шлуглейт — достаточно известные по весенней “академической” имена, чтобы о них распространяться. Чувствуется влияние новых веяний; выбираются новые “точки”, приемы стилизации… Но все это при недостаточно развитой интеллектуальности не дает никаких утешительных результатов.

Другая выставка уже совершенно “магазинного” характера, устроенная Лемерсье — и состоявшая из таких​противоположностей​, как ​Голубкина​и Крыжицкий,– получила надлежащее освещение на страницах “Аполлона”, почему я и воздержусь от более подробного разбора этого базара.

Если экспоненты “Группы” по крайней мере грамотны и благоразумно скромны, то участники выставки “Независимых” и безграмотны, и самонадеянны.

“Вступление” каталога полно мечтаний о проведении “философски-национальных” течений в искусстве. О понимании этих идей можно судить по названиям картин главного инструктора выставки ​Горелова​: “Москва и Гений”, “Beaumonde забавляется”, “Rendez-vous” (сохраняю правописание оригинала), “Политика, капитал, наука и религия”. А. Кравченко начал, ​по видимому​, “творить” под влиянием Александра ​Бенуа​; ​Поманский​, удостоившийся таких похвал со стороны​Брешко​-Брешковского, нашел себе у “независимых” любезный прием.

Любопытно, что выставка “Группы” по отзывам прессы не заслуживает и десятой доли внимания, выпавшего на долю ученической выставки на Мясницкой — а, ведь, “Группа” состоит на добрую треть, как я уже упоминал, из “лауреатов” Академии — ​пенсионеров​. Это поучительно. Выставка учеников Московского “училища Живописи и Ваяния”, давшего целую плеяду истинных художников, выгодно отличается общею тенденциею отрешения от каких бы то ни было условностей и трафаретов; вместе ст, тем, в этом проявлении свободы участники выставки не идут за известные грани, по крайней мере — за грани самого понятия об искусстве. Впрочем, уровень работ — средний: здесь все юные силы, нет и особенных талантов, нет и “школы”. Пожалуй, слишком предоставлены сами себе ученики. Мало видно “знаний”, мало культуры, интеллекта.

Портреты ​Захарова​ (с “Салона”),​Шевченки​ (несколько банальные), пейзажи ​Исупова​ (очень музыкальные и достойные лучшей выставки), работы умершего ​Шагина​ — вот и все немногое хорошее…

Индивидуальность свободна. На Мясницкой есть даже работы вне жюри. И нет “выучки”, нет стремления любовно изучать “мастеров”, сосредоточиться. Но это придет. Должно придти. Работы художественно-архитектурного характера очень слабы и немногочисленны.

Но если так мало изучения первоисточников в “Училище живописи”, то напротив в Строгановском училище, как показывает о том отчетная выставка,– есть и понимание традиций, и ​хорошие​, по преимуществу национальные, верные основы, на которых и строится все новое прикладное художество. Эта выставка очень популярна; ее посещают тысячи народу, и много хороших семян сеет школа… И все таки за последние годы замечается какая-то заминка. Приглашаются не совсем удачные руководители (напр., по новому классу декорационной живописи)… Хороши работы по витражу — Бурно-​Лейдт​, интересны работы по классу композиции Ягужинского. Слаб класс графических работ. Серьезны работы класса ​Курдюкова​ и ​Ноаковского​по архитектурно-декоративной композиции.

Из сепаратных выставок упомянуть приходится, конечно, не без отвращения, выставки ​Булатова​ и ​Салтанова​. Обе — одинаково вредны для публики, но,​по-видимому​, “нужны” для художников, продавших много совершенно невероятных холстов. Это уже за пределами искусства. Особенно ​слабы​ и действует​развращающе​ на вкусы толпы ​Салтанов​, в одном и том же приеме написавший несколько десятков этюдов в самых разнообразных местах России.

Ретроспективные выставки в историческом музее (кроме выставки в память двухсотлетия Полтавской победы) были ​следующие​: “​Аксаковская​”, “​Кольцовская​” и, представлявшая специальный литературный интерес, художника иллюстратора​Боклевского​. Последняя заставляет сказать о себе несколько слов, тем более, что в честь этого “художника” выпущена была довольно богато изданная книга.

Как поучительно посмотреть рисунки художника-современника Гоголя,​Гончарова​, Тургенева, ​Островского​! Сколько материалу могут, казалось бы, дать эти рисунки для всех современных постановок, картин, иллюстраций, исполненных возрождением “быта” того времени. Казалось бы! Между тем, это единственно ценное, объективное (спешу оговориться — индивидуальное понимание “типов”, “героев” иллюстрированных художником писателей — в данном случае очень примитивное, исполненное нарочитости, близорукого подчеркивания), документальное — совершенно отсутствует в работах​Боклевского​ и, таким образом, делает его выставку безусловно ненужной и неинтересной. А сколько шуму подняли устроители её, сколько средств затрачено на издание книжки, положительно вредной, как заключающей ложные и нарочитые “образцы типов”. В наше время глубокомысленного изучения старины есть художники, гораздо проникновеннее и отчетливее передающие все особенности, черты, детали людей минувших эпох, и постановка “Месяца в деревне” это доказала.

Первый опыт со стороны дирекции Московского-Художественного Театра пригласить подлинного художника — и петербуржца — увенчался необыкновенным успехом.

Театральные постановки “Месяц в деревне” и, “Золотой ​петушок​” на сцене театра ​Зимина​ и “Большой оперы” — эти победы художников в общем деле театрального искусства — намечают новые пути режиссуры. Несмотря, однако, на все заслуженные похвалы, переживая все тонкости осуществления и выработки красочных сочетаний, по окончании пьесы Тургенева остается какое-то неполное чувство: кажется, что это был не совсем “​Тургенев​”, что действие происходило не в черноземной полосе России.

Да. В действии — мало тургеневской “лирики”, А бывавшему б имении “Спасское-Лутовиново”, знакомому с ​поместьями​ Калужской и Орловской губерний — не покажется близким, родным этот пейзаж, что близ пруда, с дубами на склоне холма.

Правда же, насколько удачен чудесный задний фон декорации (2-го действия), изображающий холмистость пашней, синий куполок церковки, небо, рой облаков,– настолько не типичен для помещичьего парка тургеневского склада рисунок листвы, рисунок древесных стволов.

Здесь сказалась любовь М. Добужинского к садам в окрестностях Петербурга. Отсутствие “черноземной” сочности, однако, не отражается столь существенно на постановке этой пьесы, суховатой в самой структуре и сдержанной по типам действующих лиц; обаяние эпохи — необыкновенно сильное. Так же, как постановка Добужинского, и “Золотой​Петушок​” И. ​Билибина​ в театре​Зимина​ — отличается обдуманной, изысканной подлинностью.

Каждый костюм, деталь, кронштейн — прорисованы любовно, старательно. Но обилие именно таких, всех без исключения богатых обработкой, интересностью, костюмов, создавая гармоничную толпу — утомляет несколько глаза своей пышностью; хотелось бы в иных случаях больше простоты, чтобы подчеркнутые на фоне её избранные, лучшие костюмы засияли, как самоцветные камни.

В декорационной технике чудесные графические приемы показались мне ненужными. Те линии и теневые штрихи, что на маленькой деревянной гравюре так красивы и вытекают из самой условности рисунка — увеличенные в 1.000 раз теряют и свое значение, и свою прелесть;​по-видимому​ нужна выработка каких-то особенных приемов для заполнения громадных холстов. Пора подумать об этом. Приближается возрождение фрески, и тяготение художников к воплощению своих замыслов в огромных размерах наглядно подтверждается тою ролью, какую за последние 3–4 года художник занял в декорационных постановках.

Инсценировка “3олотого Петушка” в Большом театре — более пышная, более сложная, фантастичная и потому, в шествии, например,– более сказочная. Но рисунки костюмов продуманы несравненно образнее,​характернее​ у ​Билибина​ (напр., “Циклоп”, “​Арапчонок​”); постановка К. ​Коровина​ выигрывает от большего размаха, простора и захватывает сильнее в массовых эффектах.

В драматическом театре ​Незлобина​– пьеса О. ​Дымова​ — “Ню” заслуживает быть отмеченной благодаря своему совсем особенному темпу, отличающемуся какою-то кинематографическою скоростью. Картины одна за другой чередуются почти без перерыва, звонит телефон, масса нагромождений: “кукушка”, “венки похоронные” и т. п. И в общем, действительно, получается остросовременный бытовой ​невроз​ жизни.

Столь популярная московская “Летучая мышь” ​кабаре​ — совсем обыкновенного полета. Много, много таких ​кабаре​бывало в Париже за ​последние​десятилетия. Потом — отошло, надоело. Лишь эксплуататоры да спекулянты на B-da “Clychy”, “Rochechiore” продолжают надувать иностранцев. У нас, как во всем,– запоздали! Петербургское “Кривое зеркало” “издало” уже классическую “​Вампуку​”. Ну, а в “Летучей мыши” ставят пародию на “Кривое зеркало”: квартет — шарж романса, куплеты и танцы пародированы:– все дрябло, скучно, и лишь вздутая цена за вход, да искусственно приподнятая затаенность и замкнутость, да участие “​художественников​” сделали столь знаменитым этот заурядный​кабачок​. Бал в “Охотничьем клубе”, поставленный ​Якуловым​ — залепившим стены неплохого старинного зала плакатами с аляповатыми карикатурами — изобличал бедность декоративного замысла.

Новое архитектурное строительство Москвы может гордиться чудесным, почти законченным во внешней отделке, Палаццо (за основу взяты ​строгие​ формы Palazzo “Tiene” в ​Виченце​) ​Тарасовых​на ​Спиридоновке​, строящемся арх.​Жолтовским​, и новой церковью на​Ордынке​ — построенной по проекту и под наблюдением арх. А. ​Щусева​.

В общем заметно изменение вкусов к строительству — как основа выдвигается изысканная простота и преемственность форм. Царят ​Палладио​ и ампир. Много особняков и доходных домов строится уже не в “modern’е”; к сожалению, часто появляются ​плохие​ подделки под гордую простоту empire, и тогда ​такие​постройки похожи на те ампирные рамки “под малахит”, что продаются в “лучших” магазинах.

Нет тонкого, выслеженного рисунка колонн, нет тщательности в лепке орнаментов фриза, и — исчезает все обаяние этого стиля. В этом смысле исключительной тщательностью и художественностью отличаются постройки двух вышеупомянутых архитекторов.

Из книжных изданий надо отметить первый выпуск давно ожидаемого — и судя по проспекту, обещаниям в нем и трем лекциям, прочитанным ​Иг​. ​Грабарем​в “Обществе свободной эстетики” — великолепного издания ​Кнебеля​: “История русского искусства”. Обещаны многочисленные иллюстрации автотипией по русскому искусству XVIII и XVII веков. Этим же издательством будет выпущен ряд монографий, посвященных знаменитым зодчим и живописцам.

Из журналов, вновь возникших, надо упомянуть о становящимся все интереснее и даже приличнее в художественном отношении “Кривом зеркале”, посвящающем отдельные номера ​Юону​,​Замирайло​ и др. Журнал может приобрести у нас значение “Jugend”; это было бы очень желательно: потребность в таком еженедельнике ощущается давно.

Георгий ​Лукомский​.

 

 

📑 Похожие статьи на сайте
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.